Новое в Федеральном законодательстве

16.04.2021

Выпуск от 16.04.2021

КонсультантПлюс: НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ         

Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "Консультант Плюс".    

Обзор документов, введенных в информационный банк системы КонсультантПлюс 16 апреля 2021 г.


КОРОНАВИРУС

Временный порядок распределения в РФ тест-систем для диагностики новой коронавирусной инфекции будет применяться до 1 мая 2022 года

Постановление Правительства РФ от 14.04.2021 N 586

"О внесении изменения в пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2020 г. N 507"

Порядок регламентирует процедуру распределения тест-систем, которые разработаны и производятся (изготавливаются) организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти (за исключением организаций, подведомственных Минобороны России), а также порядок обмена информацией об объемах и результатах диагностических исследований.

Полномочия по учету и распределению тест-систем, а также по учету информации о проведенных в РФ исследованиях на диагностику новой коронавирусной инфекции и об их результатах осуществляет Роспотребнадзор.

До 31 декабря 2021 года применяется порядок проведения Ростехнадзором проверок соответствия требованиям промышленной безопасности и лицензионным требованиям путем дистанционного взаимодействия

Приказ Ростехнадзора от 02.04.2021 N 138

"Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного контроля (надзора) за соблюдением требований промышленной безопасности и лицензионных требований с использованием средств дистанционного взаимодействия"

Применение утвержденных Методических рекомендаций осуществляется для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах РФ только в случаях принятия мер, предусмотренных Указом Президента РФ от 11.05.2020 N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".

Методические рекомендации применяются при проведении проверок соответствия требованиям промышленной безопасности и лицензионным требованиям в отношении юрлиц и ИП, осуществляющих:

деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;

деятельность, связанную с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения;

производство маркшейдерских работ;

эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

В частности, сроки проведения проверочных мероприятий устанавливаются исходя из требований законодательства, действующего на момент проведения проверок, а также с учетом предусмотренных Методическими рекомендациями объема документов и информации, подлежащих рассмотрению и анализу в ходе проведения проверки.

Приказ Ростехнадзора от 27.05.2020 N 201 признан утратившим силу.

До 1 мая 2022 г. продлен срок действия временного порядка распределения тест-систем для диагностики новой коронавирусной инфекции

"Правительство продлило временный порядок распределения тест-систем для диагностики коронавируса" (информация с официального сайта Правительства РФ от 15.04.2021)

Согласно временному порядку, за распределение тестов отвечает Роспотребнадзор. Подведомственный ему Федеральный центр гигиены и эпидемиологии ведет учет информации о диагностике и полученных результатах. Производители тест-систем направляют сюда информацию об объемах планируемого выпуска, а лаборатории - о количестве планируемых исследований и наличии остатков тест-систем. На основании этих данных центр составляет еженедельный план-график распределения тестов, учитывая уровень заболеваемости в регионах и потребности в диагностике, и передает его в Роспотребнадзор.

Кроме того, по временным правилам, информацию о каждом выявленном положительном результате тестирования лаборатории должны незамедлительно сообщать в территориальный орган Роспотребнадзора.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Президент РФ поручил исключить из числа возможных приобретателей незаконно заготовленной древесины организации и граждан, осуществлявших ее незаконную заготовку или переработку

"Перечень поручений по итогам совещания с членами Правительства"

(утв. Президентом РФ 14.04.2021 N Пр-594)

Президент РФ также напомнил о необходимости обеспечить дополнительное информирование граждан и организаций, осуществляющих деятельность в сфере лесного комплекса, о введении с 1 января 2022 г. запрета на вывоз из РФ необработанной и грубо обработанной древесины хвойных и ценных пород.

Госдума рекомендовала продлить меры антикризисной поддержки населения, а также индивидуальных предпринимателей и субъектов МСП, принятые в условиях распространения новой коронавирусной инфекции

Постановление ГД ФС РФ от 14.04.2021 N 10178-7 ГД "Об информации Министра экономического развития Российской Федерации М.Г. Решетникова о поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в условиях изменившейся экономической ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции, а также о причинах резкого роста цен на продовольственные товары и мерах, направленных на выполнение требований Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"

Также Правительству РФ рекомендовано, в числе прочего:

- рассмотреть возможность расширения мер государственной поддержки физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход";

- рассмотреть вопрос о пересмотре условий списания основного долга и процентов по кредитным договорам (соглашениям), полученным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в наиболее пострадавших отраслях российской экономики, а также об увеличении сроков погашения по указанным кредитным договорам (соглашениям);

- рассмотреть вопрос о принятии дополнительных мер по ограничению вывоза капитала из Российской Федерации и созданию благоприятных условий для его репатриации;

- рассмотреть вопрос о внесении в законодательство РФ изменений, предусматривающих в том числе:

установление требований к зарубежным технологическим компаниям, осуществляющим деятельность в российском сегменте информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в части, касающейся размещения ими рекламы, направленной на привлечение внимания российских лиц;

предоставление налоговых и иных льгот организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим строительство санаториев, пансионатов, домов (центров) отдыха, туристских баз и иных средств размещения на территориях субъектов РФ;

продление до 31 декабря 2021 года льготного периода, предусматривающего приостановление исполнения заемщиком своих обязательств по кредитному договору (договору займа), установленного Федеральным законом от 3 апреля 2020 года N 106-ФЗ;

продление до 31 декабря 2021 года действия положений Федерального закона от 8 июня 2020 года N 172-ФЗ в части освобождения организаций, включенных в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, от исполнения обязанности уплатить налоги, авансовые платежи по налогам, сборам.

Второе чтение прошли президентские законопроекты о запрете для чиновников иметь второе гражданство

<Информация> ГД ФС РФ от 14.04.2021 "Чиновникам запретят иметь двойное гражданство"

Первый законопроект уточняет положения отдельных законодательных актов, предусматривающих ограничение для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы и иных должностей в связи с наличием гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

Второй законопроект вносит поправки в Трудовой кодекс РФ. Так, запрещается иметь иностранное гражданство или вид на жительство в другой стране лицам на должностях, не относящихся к государственной или муниципальной службе, для замещения которых требуется оформление допуска к гостайне. Это обеспечивающий персонал госорганов.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Утвержден профстандарт "Руководитель образовательной организации высшего образования"

Приказ Минтруда России от 10.03.2021 N 116н

"Об утверждении профессионального стандарта "Руководитель образовательной организации высшего образования"

Зарегистрировано в Минюсте России 12.04.2021 N 63071.

Основная цель вида профессиональной деятельности: обеспечение эффективной деятельности и развития образовательной организации высшего образования.

Определены требования к образованию и обучению, к опыту практической работы, особые условия допуска к работе и другие характеристики.

Приказ вступает в силу с 1 сентября 2021 г. и действует до 1 сентября 2027 г.

НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ

В форме 6-НДФЛ за первый квартал 2021 года подлежат отражению суммы удержанного НДФЛ за январь - март 2021 г., независимо от срока их перечисления

<Письмо> ФНС России от 12.04.2021 N БС-4-11/4935@

<О заполнении полей 020 - 022 раздела 1 расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ)>

Так, например, если организация выплачивает 31.03.2021 заработную плату за март 2021 г., срок перечисления НДФЛ с учетом пункта 6 статьи 226 НК РФ - не позднее 01.04.2021, то данная выплата подлежит отражению в разделе 1 расчета за первый квартал 2021 года следующим образом:

в поле 020 - обобщенная по всем физическим лицам сумма НДФЛ, удержанная за январь - март 2021 г.;

в поле 021 - 01.04.2021; в поле 022 - сумма НДФЛ с заработной платы за март 2021 г.

Также отмечено, что в случае если налоговый агент в полях 020 и 022 раздела 1 расчета по форме 6-НДФЛ за первый квартал 2021 года отразил сумму удержанного налога с заработной платы за декабрь 2020 г. с указанием в поле 021 срока перечисления налога 11.01.2021 (пункт 7 статьи 6.1, пункт 6 статьи 226 НК РФ), что не привело к занижению или завышению суммы налога, подлежащей перечислению, представление уточненных расчетов по форме 6-НДФЛ за 2020 год и за первый квартал 2021 года не требуется.

ФНС дополнила контрольные соотношения формы расчета по страховым взносам

<Письмо> ФНС России от 14.04.2021 N БС-4-11/5083@

<О направлении контрольных соотношений 2.17 - 2.28 формы расчета по страховым взносам>

В дополнение к письму от 19.02.2021 N БС-4-11/2124@ ФНС направляет контрольные соотношения 2.17 - 2.28 формы расчета по страховым взносам, утвержденной приказом ФНС России от 18.09.2019 N ММВ-7-11/470@.

ФНС разъяснено понятие "подготовительные работы" для целей применения налоговой льготы при осуществлении деятельности по разработке морских месторождений

<Письмо> ФНС России от 14.04.2021 N БС-4-21/5095@

"Об основаниях применения налоговой льготы по налогу на имущество организаций, предусмотренной пунктом 24 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации"

Разъяснения коснулись применения налоговой льготы по налогу на имущество организаций, предусмотренной пунктом 24 статьи 381 Налогового кодекса РФ, в отношении имущества, используемого при осуществлении деятельности по разработке морских месторождений углеводородного сырья.

Сообщается, что действующее законодательство о недрах не предусматривает конкретного определения понятия "подготовительные работы при осуществлении деятельности по разработке морских месторождений УВС", а также не регламентирует состав таких работ.

Согласно Закону РФ "О недрах" работы по геологическому изучению недр, разведке месторождений полезных ископаемых, осуществляемые за счет государственных средств и средств пользователей недр, проводятся в соответствии с утвержденной проектной документацией.

В целях применения налоговой льготы при определении "подготовительных работ" целесообразно руководствоваться составом работ, предусмотренных соответствующей проектной документацией на пользование недрами, в том числе наличием (отсутствием) в их составе мероприятий по непосредственному использованию буровых платформ в рамках данных работ.

Предлагается изменить порядок предоставления льготы по НДС в отношении ввозимой продукции, не имеющей аналогов в РФ

Проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 150 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

В настоящее время не подлежит обложению НДС ввоз на территорию РФ технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. N 37.

В пояснительной записке сообщается, что анализ правоприменительной практики показал необходимость совершенствования процедуры идентификации ввозимого технологического оборудования, поскольку с применением льготы, как правило, выпускается высокотехнологичное оборудование, ввозимое отдельными партиями, в том числе, в течение продолжительного периода, что затрудняет определение производственных параметров для их сопоставления с техническими характеристиками, указанными в Перечне.

В этой связи проектом статья 150 НК РФ дополняется положением, предусматривающим представление в таможенные органы заключения об отнесении продукции к промышленной продукции, не имеющей произведенных в РФ аналогов, выданного Минпромторгом России в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2017 г. N 1135.

ФНС даны разъяснения по заполнению налоговой декларации по налогу на прибыль организацией, имеющей обособленные подразделения и применяющей налоговую ставку, пониженную законом субъекта РФ

<Письмо> ФНС России от 11.04.2021 N СД-4-3/1669 "О заполнении налоговой декларации по налогу на прибыль организаций"

Налогоплательщиком, применяющим пониженную налоговую ставку, осуществляется раздельный налоговый учет операций, и формируется отдельная налоговая база по деятельности, предусматривающей реализацию приоритетного инвестиционного проекта.

В рассматриваемом случае в Листе 02 декларации по строке 120 указывается налоговая база, исчисленная в целом по налогоплательщику. Налоговая база, к которой применяется налоговая ставка, пониженная законом субъекта РФ, отражается по строке 130. Сумма исчисленного налога в бюджет субъекта РФ указывается по строке 200.

Исчисление налога на прибыль в бюджет субъекта РФ производится по отдельному расчету в Приложениях N 5 к Листу 02 в разрезе обособленных подразделений.

Показатель по строке 200 определяется путем сложения данных о суммах исчисленного налога из строк 070 Приложений N 5 к Листу 02 по каждому обособленному подразделению и по организации без входящих в нее обособленных подразделений.

В письме приведен алгоритм расчета суммы налога по строке 070.

Сообщается также, что в случае, если налогоплательщик применяет две пониженные налоговые ставки, установленные законами субъектов РФ (например, при осуществлении двух инвестиционных проектов, прибыль от которых облагается по разным налоговым ставкам), то составляется по два Приложения N 5 к Листу 02 по каждому обособленному подразделению с указанием по реквизиту "Признак налогоплательщика (код)" кодов "01".

ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ

Скорректированы правила предоставления субсидий юридическим лицам, не являющимся НКО, на господдержку развития образования и науки

Постановление Правительства РФ от 06.04.2021 N 551

"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2018 г. N 332"

В числе прочего внесено уточнение, согласно которому субсидия на финансовое обеспечение расходов, связанных с оказанием госуслуг по реализации образовательных программ среднего профессионального образования и программ высшего образования, предоставляется образовательным организациям, которым установлены контрольные цифры приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований по результатам публичного конкурса.

Размер субсидии на финансовое обеспечение таких расходов определяется по утвержденной формуле, с учетом количества профессий, специальностей и направлений подготовки и (или) укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки, по которым получателю субсидии установлены контрольные цифры приема; численности обучающихся и нормативных затрат на реализацию основных профессиональных образовательных программ.

Обновлен порядок передачи информации в Росфинмониторинг адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторами

Постановление Правительства РФ от 09.04.2021 N 569

"Об утверждении Правил передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"

Адвокаты, нотариусы и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, представляют информацию о сделках или финансовых операциях, указанных в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", при наличии у них любых оснований полагать, что такие сделки или финансовые операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, уведомляют об этом Росфинмониторинг.

Указанная информация представляется в течение 3 рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующей сделки или финансовой операции, в электронной форме путем использования личного кабинета или посредством использования инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Установлены требования к содержанию такого электронного сообщения.

Признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 16.02.2005 N 82, регулирующее аналогичные правоотношения.

Уточнены перечни кодов бюджетной классификации на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 гг.

Приказ Минфина России от 09.02.2021 N 15н

"О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 8 июня 2020 г. N 99н "Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2021 год (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов)"

Зарегистрировано в Минюсте России 13.04.2021 N 63124.

Приказ Минфина России от 8 июня 2020 г. N 99н "Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2021 год (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов)" дополнен новыми приложениями:

- коды направлений расходов целевых статей расходов федерального бюджета на достижение результатов федерального проекта "Экспорт образования;

- коды направлений расходов целевых статей расходов федерального бюджета на достижение результатов федерального проекта "Экспорт услуг;

- коды направлений расходов целевых статей расходов федерального бюджета на достижение результатов федерального проекта "Транспортно-логистические центры" комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры;

Кроме того, дополнен новыми кодами перечень, предусмотренный приложением 1 "Коды видов доходов бюджетов и соответствующие им коды аналитической группы подвидов доходов бюджетов".

Минфин сообщил о заключении дополнительных соглашений, предусматривающих уменьшение объема межбюджетного трансферта, подлежавшего предоставлению в 2020 году

<Письмо> Минфина России от 29.03.2021 N 09-10-07/22703

<О заключении дополнительных соглашений к соглашениям о предоставлении субсидий>

Дополнительные соглашения, предусматривающие уменьшение объема межбюджетного трансферта до объема фактически произведенных расходов на предоставление межбюджетного трансферта заключаются в случае принятия главным распорядителем средств федерального бюджета, заключившим соглашения, решения об увеличении бюджетных ассигнований 2021 года на предоставление межбюджетных трансфертов в объеме, не превышающем остаток неиспользованных лимитов бюджетных обязательств 2020 года на указанные цели, и доведения ему соответственных лимитов бюджетных обязательств.

В иных случаях заключение дополнительных соглашений не является обязательным.

В связи с введением санкций, касающихся государственного долга, Банк России готов, при необходимости, задействовать имеющиеся в его распоряжении инструменты в целях сохранения финансовой стабильности

<Информация> Банка России от 15.04.2021 "Комментарий Банка России в связи с введением санкций, касающихся государственного долга"

Банк России отслеживает ситуацию на финансовых рынках после введения ограничений для отдельных категорий иностранных инвесторов на отдельные операции с государственными облигациями РФ, и отмечает, что доля иностранных инвесторов в общем объеме государственного долга и еще в большей мере в первичных размещениях в течение последнего года значительно сократилась. На начало апреля вложения нерезидентов в ОФЗ снизились до 19,7% от совокупного объема в обращении, и их доля в первичных размещениях ОФЗ в марте составила около 10%.

Решения о необходимости проведения аукционов по размещению ОФЗ на первичном рынке в ближайшие недели будут приниматься с учетом рыночной конъюнктуры

<Информация> Минфина России от 15.04.2021 "О мерах по укреплению стабильности на рынке государственного долга"

В целях минимизации рисков вынужденных продаж государственных ценных бумагам со стороны отдельных категорий иностранных инвесторов размещение государственных облигаций после 14 июня 2021 г. будет производиться посредством эмиссии новых выпусков ценных бумаг с прекращением доразмещений ОФЗ, выпуски которых были зарегистрированы ранее указанной даты.

Сообщается, что объем государственных внутренних заимствований в 2021 году сокращен на 875 млрд рублей за счет использования свободных остатков средств, сформированных по итогам исполнения федерального бюджета в 2020 году. Снижение заимствований до уровня, соответствующего структурному первичному дефициту федерального бюджета в размере около 0,5% ВВП, положительно скажется на долгосрочных процентных ставках в экономике и позволит гибко реагировать на возможные санкционные риски и вызовы, связанные с пандемией.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Минфином приведен перечень вопросов, подлежащих рассмотрению при проведении проверки СРО аудиторов в части соблюдения требования о ежегодном повышении квалификации аудиторами

"Примерная программа проверки соблюдения саморегулируемой организацией аудиторов требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов в части подтверждения соблюдения требования о ежегодном повышении квалификации аудиторов"

При проведении проверки рассмотрению подлежат следующие вопросы, в частности:

соответствие внутренней организационно-распорядительной документации требованиям по подтверждению соблюдения требования о ежегодном повышении квалификации (ЕПК) аудиторов;

наличие во внутренней организационно-распорядительной документации системы мер дисциплинарного воздействия в отношении аудиторов, нарушающих требование о прохождении ЕПК;

своевременность размещения на официальном сайте СРО списка аудиторов, которым было подтверждено соблюдение требования о ЕПК;

наличие уполномоченных лиц, отвечающих за осуществление внутреннего контроля за подтверждением соблюдения требования о ЕПК аудиторов.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Рекомендован порядок выбора в регионах и муниципальных образованиях оптимальной ценовой категории для расчетов с гарантирующими поставщиками за потребленную электроэнергию для целей освещения автодорог

Приказ Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 152

"Об утверждении методических рекомендаций по выбору в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях оптимальной ценовой категории для расчетов с гарантирующими поставщиками за потребленную электрическую энергию для целей освещения автомобильных дорог"

Методические рекомендации разработаны с целью оптимизации и совершенствования планирования в субъектах РФ и муниципальных образованиях режима энергопотребления и выбора оптимальной для потребителя электрической энергии ценовой категории для оплаты поставленной электрической энергии для целей освещения автомобильных дорог.

Содержатся рекомендации по выбору ценовых категорий, основные правила и порядок изменения ценовых категорий.

В приложении указаны ключевые характеристики каждой ценовой категории, а также специфические особенности их применения.

ФНС сообщила о форматах и обязательных реквизитах фискальных документов, используемых при формировании чека ККТ

<Письмо> Минфина России от 09.04.2021 N 30-01-15/26704

<О применении контрольно-кассовой техники>

В соответствии с Федеральным законом о применении ККТ (Закон N 54-ФЗ) разработан приказ ФНС России от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@ "Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию", предусматривающий различные версии форматов и реквизиты фискальных документов, в том числе при авансе.

Сообщается, что при формировании кассовых чеков, в том числе при осуществлении расчетов с покупателями - физическими лицами, следует руководствоваться указанным приказом.

ФНС разработаны рекомендуемые формы, форматы, порядки заполнения отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости

Письмо ФНС России от 14.04.2021 N ЕА-4-15/5042@

"По временному порядку"

С 1 июля 2021 года статья 23 НК РФ дополняется новым пунктом, в соответствии с которым налогоплательщики, осуществляющие операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с такими товарами, и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости.

В этой связи ФНС России направляет для использования в работе и доработки информационных учетных систем рекомендуемые формы, форматы, порядки заполнения отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Внесены уточнения в порядок осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора)

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2021 N 22

"О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 318"

Внесенными изменениями, в частности, корректируется понятийный аппарат, кроме того используемые по тексту слова "гражданин" и "Таможенный союз" заменены словами "физическое лицо" и "Евразийский экономический союз" в соответствующих падежах.

Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

Коллегия Суда Евразийского экономического союза согласилась с позицией истца и признала не соответствующими Таможенному кодексу изменения, внесенные в ТН ВЭД ЕАЭС, касающиеся отдельных видов проходческих и очистных машин

Решение Суда Евразийского экономического союза от 14.04.2021 N СЕ-1-2/2-21-КС

<О признании Решений Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.09.2015 N 113 "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза в отношении отдельных видов проходческих и очистных машин" и от 18.10.2016 N 101 "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза" не соответствующими Договору о ЕАЭС от 29.05.2014, Таможенному кодексу Евразийского экономического союза>

Коллегия Суда признала решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 сентября 2015 года N 113 "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза в отношении отдельных видов проходческих и очистных машин" и решение Совета Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2016 года N 101 "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза" в части включения в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза подсубпозиции 8430 50 000 2 "машины очистные узкозахватные" не соответствующими Договору о Евразийском экономическом союзе, Таможенному кодексу Евразийского экономического союза.

Коллегия Суда, в частности, указала, что отнесение очистной узкозахватной машины к товарной подсубпозиции 8430 50 000 2 ТН ВЭД ЕАЭС привело к исключению указанного товара из бескодовой товарной субпозиции ТН ВЭД ЕАЭС "врубовые машины для добычи угля и горных пород", основанной на Гармонизированной системе, и товарных субпозиций 8430 31 и 8430 39, следовательно, к изменению их содержания. Сравнительный анализ описания товаров в субпозициях 8430 3* и 8430 5* позволяет Коллегии Суда сделать вывод о том, что Решение N 113 и Решение N 101 приняты с нарушением описания товаров, примечаний и пояснений к товарной группе, соблюдения принципа последовательности при формулировании и определении места оспариваемой подсубпозиции в системе товаров ТН ВЭД ЕАЭС.

Рассчитаны ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 31 мая 2021 года

<Информация> Минэкономразвития России

"О вывозных таможенных пошлинах на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 31 мая 2021 года"

В указанный период ставка пошлины, в частности, составит:

нефть сырая - 54,9 доллара США;

мазут, битум нефтяной - 54,9 доллара США;

легкие и средние дистилляты, дизельное топливо, масла смазочные - 16,4 доллара США;

прямогонный бензин - 30,1 доллара США;

бензины товарные - 16,4 доллара США.

Кроме того, по результатам мониторинга цен за период с 15 марта 2021 г. по 14 апреля 2021 г. определена средняя цена на нефть сырую марки "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья, которая составляет 451,8 доллара США за тонну.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Предлагается актуализировать форму лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, требования к формату лесной декларации в электронной форме

Проект Приказа Минприроды России "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме"

В частности, положения проекта приказа совпадают с действующими формой лесной декларации, порядком ее заполнения и подачи, требованиями к формату лесной декларации в электронной форме, утвержденными Приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 539, и дополнены, в том числе следующими положениями:

лесная декларация подается не менее чем за 6 рабочих дней до начала предполагаемого срока использования лесов;

направляется электронное извещение о приеме лесной декларации или об отказе в ее приеме;

лицо, подавшее лесную декларацию, вправе приступить к использованию лесов после получения извещения о приеме лесной декларации;

в случае необходимости внесения изменений в лесную декларацию подается новая лесная декларация;

изменена форма лесной декларации.

Согласно проекту приказ вступает в силу с 1 июля 2021 г. и действует до 1 июля 2027 г.

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

Образована консультативная группа по научно-технологическому развитию

Указ Президента РФ от 15.04.2021 N 220

"О консультативной группе по научно-технологическому развитию"

Цель ее образования - экспертное и аналитическое обеспечение разработки концепций важнейших инновационных проектов государственного значения, а также оценка предложений о разработке федеральных научно-технических программ по вопросам, требующим отдельного решения Президента РФ.

Основными задачами консультативной группы являются, в том числе:

экспертное и аналитическое обеспечение разработки концепций важнейших инновационных проектов и представление этих концепций в президиум Совета при Президенте РФ по науке и образованию;

рассмотрение и оценка предложений о разработке Правительством РФ федеральных научно-технических программ по вопросам, требующим отдельного решения Президента РФ, подготовка по результатам их рассмотрения заключений и направление таких заключений в Совет при Президенте РФ по науке и образованию и в президиум этого Совета;

обеспечение подготовки информационно-аналитических материалов по вопросам, связанным с деятельностью Совета при Президенте РФ по науке и образованию, а также рекомендаций этому Совету и его президиуму.

Указ вступает в силу со дня его подписания.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Установлен перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Минпромторгом России в рамках выдачи сертификатов соответствия производителей лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики ЕАЭС

Приказ Минпромторга России от 18.02.2021 N 562

"Об утверждении перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Минпромторгом России в рамках выдачи сертификатов соответствия производителей лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза"

В перечне приведены, в числе прочего, гиперссылки на текст нормативного правового акта на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), реквизиты структурных единиц нормативного правового акта, содержащих обязательные требования, виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать установленные нормативным правовым актом обязательные требования в соответствии с ОКВЭД.

ТУРИЗМ. СПОРТ

На 2021 год продлена отмена уплаты туроператорами взносов в резервный фонд, а также уменьшен размер их отчислений в фонд персональной ответственности

<Информация> Ростуризма

"Правительство утвердило дополнительные меры поддержки туроператоров в сфере выездного туризма"

Туроператоры в сфере выездного туризма должны платить ежегодные взносы в резервный фонд объединения "Турпомощь". Размер взноса зависит от количества туристов за предыдущий год и может составлять от 50 тыс. рублей до 500 тыс. рублей. Деньги перечисляются не позднее 15 апреля текущего года.

В 2020 году из-за коронавируса Правительство РФ освободило туроператоров от таких взносов в рамках мер поддержки пострадавших отраслей. Теперь это правило распространено и на 2021 год.

Также в 2021 году для участников отрасли продлевается возможность использовать средства фонда персональной ответственности туроператоров на возврат денег туристам за аннулированные зарубежные туры, которые были забронированы до 31 марта 2020 года включительно. Кроме того, ежегодные взносы в этот фонд туроператоры будут платить в сокращенном размере - 0,25% вместо 1% общей цены турпродукта в сфере выездного туризма за 2020 год. Перечислить деньги разрешается до 15 апреля 2022 года.

Кроме того, с двух недель до одного месяца увеличивается срок подачи уведомления о возврате туристам средств, которое туроператор направляет в объединение "Турпомощь". Корректировка срока связана с тем, что на проведение необходимых расчетов туроператорам требуется больше времени.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

Неявка потерпевшего по делу частного обвинения в суд без уважительных причин может являться основанием для прекращения уголовного дела (уголовного преследования) в связи с отсутствием не состава преступления, а события преступления

Постановление Конституционного Суда РФ от 13.04.2021 N 13-П

"По делу о проверке конституционности статьи 22, пункта 2 части первой статьи 24, части второй статьи 27, части третьей статьи 246, части третьей статьи 249, пункта 2 статьи 254, статьи 256 и части четвертой статьи 321 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки А.И. Тихомоловой"

Конституционный Суд РФ признал пункт 2 части первой статьи 24, часть вторую статьи 27, часть третью статьи 249 и пункт 2 статьи 254 УПК РФ не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой на их основании в системе действующего правового регулирования неявка частного обвинителя в суд без уважительных причин влечет применение такого основания для прекращения уголовного дела, как отсутствие в деянии состава преступления.

Конституционный Суд РФ, в частности, указал, что суд, не устанавливая фактических обстоятельств дела (не выясняя, имело ли место деяние, содержит ли оно признаки преступления, совершено ли оно подсудимым), а ограничиваясь лишь установлением формальных условий применения нормы (довольствуясь неявкой частного обвинителя), применяет такое основание для прекращения уголовного дела, которое может быть воспринято и использовано как подтверждающее указанные обстоятельства, что нарушает право подсудимого на эффективную судебную защиту, включая право на справедливое судебное разбирательство. В результате нарушаются и требования юридического равенства, поскольку подсудимые по делам частного обвинения ставятся в неравное положение в зависимости от того, явился ли частный обвинитель в судебное заседание: если явился, то суд может, рассмотрев дело, признать факт отсутствия (недоказанность) события преступления или причастности подсудимого к его совершению; если нет, то суд обязан признать отсутствие в деянии состава преступления, игнорируя неподтвержденность самого деяния или участия в нем подсудимого. Формулировка основания для прекращения уголовного дела частного обвинения в виде отсутствия состава преступления, в то время как действительная причина такого решения - неоправданная неявка частного обвинителя в судебное разбирательство, его бездействие, а по сути отказ от выдвинутого им обвинения, не соотносится и со статьей 17 (часть 3) Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование изменения, вытекающие из настоящего Постановления.

Впредь до внесения в законодательство необходимых изменений неявка потерпевшего по делу частного обвинения в суд без уважительных причин является основанием для прекращения уголовного дела (уголовного преследования) в связи с отсутствием события преступления (пункт 1 части первой статьи 24 УПК РФ).