Новое в Федеральном законодательстве
Выпуск от 07.05.2025
КонсультантПлюс: НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "Консультант Плюс".
Обзор документов, введенных в информационный банк системы КонсультантПлюс 7 мая 2025 года.
• КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Правительством утвержден список нормативных словарей, справочников и грамматик, фиксирующих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка РФ
Минобрнауки необходимо обеспечить размещение включенных в список словарей в Национальном словарном фонде, а до его ввода в эксплуатацию - в открытом доступе в сети "Интернет" на официальном сайте Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН.
Дополнен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области железнодорожного транспорта
Таким индикатором является в том числе выявление двух случаев травмирования граждан, произошедших на одном и том же пешеходном переходе через железнодорожные пути общего пользования, принадлежащем контролируемому лицу, осуществляющему деятельность по эксплуатации инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, в течение года со дня выявления первого случая такого травмирования.
Минэкономразвития России разработало два варианта сценарных условий функционирования экономики и основные параметры прогноза социально-экономического развития на 2026 год и на плановый период
Базовый вариант описывает наиболее вероятный сценарий развития российской экономики. Консервативный вариант основан на предпосылках об ухудшении внешнеэкономических условий.
В январе - феврале 2025 г. рост российской экономики замедлился, но в целом остается на высоком уровне.
На рынке труда уровень безработицы в январе и феврале 2025 г. оставался на низком уровне - 2,4% рабочей силы.
Согласно базовому сценарию в 2025 г. будет продолжаться процесс переориентации приоритетных направлений внешней торговли в сторону нейтральных и дружественных стран. Импорт товаров в 2025 г. увеличится (прирост в реальном выражении составит 7,2%).
Курс рубля в 2025 г. в среднем за год составит 94,3 руб. за долл. США (92,4 руб. за долл. США в 2024 году).
Рост реальной заработной платы ожидается на 6,8 процента.
Консервативный сценарий предполагает эскалацию торговых войн, более серьезное замедление мировой экономики, что снизит мировой спрос и цены на нефть и другие традиционные товары российского экспорта.
Соответственно, прогнозируемая цена на нефть марки Брент в 2025 г. составит 58,1 долл. США за баррель и снизится до 50 долл. США за баррель в 2026 и последующих годах.
В результате инфляция в 2025 г. будет выше, чем в базовом варианте, и составит 8,2%.
В 2026 и 2027 годах прогнозный рост тарифов на электрическую энергию для населения составит 9,3% и 6,9% соответственно.
Параметры индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки составят с 1 января 2026 г. 10,4%, с 1 января 2027 г. - 8,8%, с 1 января 2028 г. - 6,2 процента.
В документе приведены также, в частности: сравнительная таблица основных показателей по вариантам прогнозов, основные макроэкономические параметры среднесрочного прогноза социально-экономического развития до 2028 года, прогноз показателей инфляции на период до 2028 года, прогноз индексов цен производителей и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности на период до 2028 года.
• ЖИЛИЩЕ. ЖКХ
Рассмотрен вопрос об оплате горячей воды, поставляемой в нежилые здания посредством закрытой системы горячего водоснабжения
Отмечается, что при наличии средств измерений (приборов учета), учитывающих объем потребленной в нежилом здании горячей воды и объем тепловой энергии в составе горячей воды, собственник нежилого здания обязан оплачивать фактически потребленные объемы горячей воды и тепловой энергии в составе горячей воды, определенные по показаниям таких средств измерений (приборов учета).
Уполномоченный орган субъекта РФ имеет право установить на едином уровне норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием закрытой системы водоснабжения при установлении однокомпонентного тарифа на горячую воду
Сообщается, в частности, что Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 306).
Согласно пункту 24.1 приложения N 1 к Правилам N 306 норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды (Гкал на 1 куб. м) при применении расчетного метода определяется по формуле 23.1.
В случае установления на едином уровне норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием закрытой системы водоснабжения при установлении однокомпонентного тарифа на горячую воду применяемый в формуле 23.1 коэффициент Кn, учитывающий нормативные потери тепла трубопроводами систем горячего водоснабжения, определяется по формуле 23.2.
Разъяснены особенности определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в МКД
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства от 6 мая 2011 г. N 354, в письме приводятся формулы расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению.
Сообщается, что объем тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления указанной коммунальной услуги.
Применение в расчетах стоимости коммунальной услуги по горячему водоснабжению фактического объема тепловой энергии, затраченного на подогрев воды, определенного по показаниям прибора учета тепловой энергии, законом не предусмотрено.
Также отмечены особенности определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению при открытой системе теплоснабжения и закрытой системе теплоснабжения.
Даны разъяснения по вопросу проведения работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме и оплате таких работ
В частности, со ссылками на действующее законодательство в письме отмечено следующее:
управляющие организации обязаны выполнять все необходимые работы, обеспечивающие надлежащее состояние общего имущества в МКД;
собственники помещений в МКД обязаны оплачивать работы по текущему ремонту общего имущества в МКД в составе платы за содержание жилого помещения;
работы, выполняемые управляющей организацией в рамках договора управления МКД, подлежат оплате собственниками помещений в МКД в составе платы за содержание жилого помещения, порядок определения размера которой устанавливается договором управления МКД.
• ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ
Разъяснены особенности приема ювелирных изделий ломбардом от граждан в качестве обеспечения займа
Отмечено, что ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов в случае их приема ломбардом от граждан в качестве обеспечения займа должны соответствовать требованиям законодательства РФ о драгоценных металлах и драгоценных камнях, в том числе иметь оттиски государственных пробирных клейм.
Ломбард должен обеспечить маркировку ювелирных изделий, принятых от граждан (физических лиц), предназначенных для реализации в соответствии с законодательством РФ, до предложения этих изделий для продажи.
Казначейство сообщает о проведении с 1 июля 2025 года автоматического контроля в компоненте казначейского сопровождения подсистемы управления расходами ГИИС "Электронный бюджет"
В ГИИС "Электронный бюджет" будет реализован автоматический контроль на наличие в распоряжениях о совершении казначейских платежей аналитического кода, используемого в целях идентификации операций, связанных с реализацией инфраструктурных проектов, а также его соответствие аналитическому коду бюджетного кредита, указанному в документе, обосновывающем обязательство.
В этой связи поручено довести информацию до участников казначейского сопровождения о необходимости актуализации записей в электронных формулярах "Карточка контракта" и "Документ-основание" в части указания аналитического кода бюджетного кредита.
• БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
Банком России направлены рекомендации в целях повышения качества обслуживания клиентов банков при осуществлении операций возврата денежных средств за товары, ранее оплаченные с использованием платежной карты
В частности, кредитным организациям - эквайрерам рекомендуется в договоре о приеме электронных средств платежа и во внутрибанковских правилах предусмотреть возможность совершения операций возврата преимущественно на платежную карту, с использованием которой была совершена оплата товара (услуги).
Сообщается об отмене письма Банка России от 01.08.2011 N 112-Т "О возврате денежных средств за товар (услугу), ранее оплаченный с использованием платежной карты".
Отменяется Информационное письмо Банка России от 14.10.2021 N ИН-06-59/80 "О применении отдельных положений Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
Указанным информационным письмом разъяснялись особенности предоставления потребителям финансовых услуг информации о заключаемых ими договорах.
• СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
Россельхознадзор сообщает о необходимости корректировки проведения отбора проб кормовых добавок зарубежного производства в зависимости от типа происхождения кормовой добавки
В частности, вне зависимости от качественного состава кормовой добавки необходимо проводить отбор проб на соответствие кормовой добавки обязательным требованиям (показателям безопасности) и требованиям документации на кормовую добавку (на соответствие гарантированных показателей качества, заявленных при государственной регистрации кормовой добавки).
• ЗАКУПКИ ПО 44-ФЗ И 223-ФЗ
Уточнен Порядок проверки представленных заказчиком документов, содержащих сведения, предусмотренные пунктами 2 - 4 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков
Скорректированы случаи рассмотрения ФАС России документов, содержащих сведения о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках).
Предусмотрено, что ФАС России рассматривает документы, содержащие указанные сведения, также в случае проведения закупки в рамках государственного оборонного заказа заказчиками, расположенными на территории ЦФО, независимо от начальной (максимальной) цены договора (цены лота).
Также предусмотрены случаи, в которых территориальные органы ФАС России осуществляют рассмотрение документов, содержащих указанные сведения, при проведении закупки в рамках государственного оборонного заказа независимо от начальной (максимальной) цены договора (цены лота).
• ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
В 2025 году ставка платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО IV класса опасности (малоопасные) установлена в размере 99 рублей 30 копеек за 1 тонну
Настоящее постановление применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2025 г.
С 1 сентября 2025 г. вступает в силу новый Порядок оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов
Установлены порядок подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи указанных разрешений, формы бланков разрешения на добычу медведей, на добычу птиц, на добычу пушных животных.
Признается утратившим силу аналогичный Приказ Минприроды России от 29 августа 2014 г. N 379 с внесенными в него изменениями.
Настоящий приказ действует 6 лет.
• СВЯЗЬ. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
С 1 сентября 2025 г. устанавливаются требования к оказанию АО "Почта России" услуги по доставке социально значимых периодических печатных изданий и срокам ее оказания
Сроки оказания обществом услуги по доставке изданий включают в себя: сроки доставки изданий в отделение почтовой связи по месту доставки (назначения); сроки доставки изданий от отделения почтовой связи до адреса доставки, указанного в договоре (в случае если договором предусмотрена доставка не в отделение почтовой связи).
Сроки доставки изданий от отделения почтовой связи до адреса доставки, указанного в договоре (в случае если договором предусмотрена доставка не в отделение почтовой связи), должны соответствовать следующим нормативам:
если издания поступили в отделение почтовой связи не менее чем за 1 час до выхода почтальона в доставку, они должны быть доставлены в день их поступления;
если издания поступили в отделение почтовой связи менее чем за 1 час до выхода почтальона в доставку, их доставка осуществляется на следующий рабочий день почтальона с учетом графика работы отделения почтовой связи.
Сроки могут быть увеличены не более чем на 21 календарный день для случаев оказания услуги по доставке изданий в труднодоступные населенные пункты, включенные в перечень населенных пунктов с периодической (сезонной) труднодоступностью и перечень населенных пунктов с круглогодичной труднодоступностью.
• ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Утверждены методические рекомендации МР 3.5.3.0374-25 по организации и проведению дератизационных мероприятий
МР 3.5.3.0374-25 введены взамен МУ 3.5.3.2949-11 "Борьба с грызунами в населенных пунктах, на железнодорожном, водном, воздушном транспорте", утвержденных руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом РФ 27.07.2011.
Настоящие методические рекомендации содержат принципы и методы организации и проведения дератизационных мероприятий в населенных пунктах, на объектах, транспорте и открытых территориях (в природных биотопах), а также меры безопасности и предосторожности при борьбе с грызунами в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
• ПРАВОСУДИЕ
Суд апелляционной инстанции не вправе уклониться от самостоятельной проверки и оценки, в том числе с опорой на материалы служебной проверки, указанных в апелляционной жалобе доводов о нарушениях, допущенных при составлении протокола судебного заседания суда первой инстанции
Не противоречащими Конституции РФ признаны взаимосвязанные положения статьи 74 и части третьей статьи 389.11 УПК РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они:
не допускают возвращения судом апелляционной инстанции уголовного дела в суд первой инстанции в целях проверки наличия или отсутствия нарушений уголовно-процессуального закона при составлении протокола судебного заседания, что не исключает инициирования судом апелляционной инстанции служебной проверки в суде первой инстанции в части выяснения фактических обстоятельств составления протокола судебного заседания;
предполагают исследование материалов проведенной служебной проверки в судебном заседании суда апелляционной инстанции с соблюдением принципов непосредственности и устности при оценке относимости, допустимости и достоверности протокола судебного заседания.
Конституционный Суд отметил, в частности, что направление судом апелляционной инстанции запроса в суд первой инстанции для получения заключения служебной проверки (притом что уголовное дело остается в производстве суда апелляционной инстанции и к протоколам может быть обеспечен доступ в электронном виде) не нарушает принципа инстанционности и не порождает рисков коррекции в нижестоящем суде документов, правомерность и содержание которых подлежат оценке судом вышестоящей инстанции, а также позволяет получить дополнительное средство проверки обстоятельств ведения, составления (оформления) и подписания протокола судебного заседания в случаях, когда имеющимися средствами (например, аудиозаписью) сделать это невозможно.
Заключение служебной проверки и ее материалы, равно как и любые другие письменные документы, не могут иметь для суда апелляционной инстанции заранее установленной силы. Они не предопределяют выводов этого суда о законности и обоснованности обжалуемого судебного решения, а проверяются и оцениваются им исходя из заявленных стороной доводов о нарушениях порядка ведения и составления протокола судебного заседания, предположительно допущенных в суде первой инстанции.
Для проверки и оценки предполагаемых нарушений при составлении и подписании протокола судебного заседания суд апелляционной инстанции вправе не ограничиться оглашением (исследованием) заключения служебной проверки и ее материалов. Если они будут признаны судом недостаточными для вывода о наличии или отсутствии нарушений, а также для оценки их влияния на полноту и достоверность протокола судебного заседания, по ходатайству сторон или по собственной инициативе суд полномочен заслушать лиц, составивших и подписавших протокол, непосредственно в заседании суда апелляционной инстанции в соответствии с нормами уголовно-процессуального закона.