Новое о законопроектах: от первого чтения до подписания

25.12.2023

Документы, введенные в систему КонсультантПлюс: Законопроекты с 18 по 22 декабря 2023 года

Законопроекты, принятые в первом чтении
 
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
 
Проект Федерального закона N 481609-8
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 12.12.2023)
 
В целях снижения административной нагрузки на предпринимателей Правительство РФ подготовило законопроект, направленный на устранение дублирования полномочий органов внутренних дел (полиции) и контрольных (надзорных) органов в области производства по делам об административных правонарушениях.
Так, планируется исключить из компетенции полиции полномочия по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях, подпадающих под следующие критерии:
- административные правонарушения выражаются в неисполнении обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется прежде всего уполномоченными органами государственной власти в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
- полномочия по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях закреплены одновременно за полицией и за контрольными (надзорными) органами.
Под эти критерии подпадают 46 составов административных правонарушений.
Поскольку возбуждение дела об административном правонарушении, выражающегося в нарушении обязательных требований, допускается только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия и оформления его результатов, проект устанавливает годичный срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, исключаемые из компетенции полиции, в целях объективного и всестороннего рассмотрения дела.
 
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
 
Проект Федерального закона N 482655-8
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 13.12.2023)
 
Проект закона разработан в целях повышения эффективности приватизации государственного и муниципального имущества.
Предлагается сократить до одного года минимальный обязательный срок нахождения недвижимого имущества в аренде.
Планируется внести изменения в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" в части условий продажи имущества без объявления цены.
 
ФИНАНСЫ
 
Проект Федерального закона N 406984-8
"Об администраторах финансовых индикаторов"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 13.12.2023)
 
Проект Федерального закона N 406997-8
"О внесении изменения в статью 76.9-5 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 13.12.2023)
 
Парламентарии поддержали в первом чтении пакет документов, направленный на создание в России современной индустрии финансовой информации в связи с уходом иностранных информационных агентств (в частности, "Блумберг", "Рефинитив").
Так, законопроект N 406984-8 вводит общее понятие "финансовый индикатор", которым охватывается максимально широкий перечень показателей, являющихся ориентиром для определения цены финансовых инструментов, величины процентной ставки, величины риска, курса валюты или значений, рассчитываемых на основании совокупности указанных показателей, а также цены товара.
Для товарных индикаторов проект устанавливает ряд особенностей, связанных с тем, что их методология одобряется в порядке, установленном Правительством РФ по согласованию с Банком России.
Закрепляется понятие субъекта регулирования "администратор финансового индикатора" - российское юрлицо, осуществляющее деятельность по определению и распространению (предоставлению) информации об индикаторах, соответствующее установленным законопроектом требованиям, сведения о котором и о его методологиях внесены Банком России в реестр администраторов финансовых индикаторов (далее - единый реестр).
Закрепляется, что включение в единый реестр является добровольным.
При этом для органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и Банка России устанавливается обязанность использовать в нормативных и иных актах только те финансовые индикаторы, сведения о которых внесены Банком России в единый реестр.
Проектом предусматриваются требования к администраторам финансовых индикаторов, к процессу определения и распространения (предоставления) информации о финансовом индикаторе.
Банк России наделяется полномочиями по ведению единого реестра, содержащего сведения об администраторах финансовых индикаторов, соответствующих регуляторным требованиям, а также об их методологиях, устанавливающих правила определения и распространения (предоставления) определяемых ими индикаторов.
Законопроектом N 406997-8 подготовлены корреспондирующие изменения в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". В частности, в перечень участников финансового рынка, за которыми Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор, включаются администраторы финансовых индикаторов.
По мнению разработчиков, принятие данных документов обеспечит формирование доверительной среды на финансовом и товарном рынках, снизит риски манипулирования.
 
Проект Федерального закона N 369676-8
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с наделением Банка России полномочиями по ведению единого реестра участников финансового рынка, внедрением реестровой модели при лицензировании отдельных видов деятельности, совершенствованием допуска на финансовый рынок"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 12.12.2023)
 
Представленный законопроект предусматривает создание Единого реестра участников финансового рынка (далее - ЕРУФР), который будет вести Банк России.
По проекту в ЕРУФР планируют включать информацию о лицах, имеющих право (лицензию) на осуществление деятельности (операций, услуг) на финансовом рынке, а также лицах, утративших указанное право (лицензию). При этом книги государственной регистрации кредитных организаций и негосударственных пенсионных фондов, реестры иных участников финансового рынка будут являться составной частью ЕРУФР. Порядок ведения ЕРУФР, в т.ч. порядок выдачи выписок из него определит Банк России.
Законопроект направлен на отказ от предоставления организацией лицензии (свидетельства) на бумажном носителе, что позволит перейти на исключительно цифровой формат подтверждения права осуществлять деятельность на финансовом рынке.
Для всех участников финансового рынка предлагают унифицировать момент возникновения права осуществления деятельности на финансовом рынке и момент прекращения такого права. В качестве момента возникновения права устанавливается день внесения сведений об участнике финансового рынка в профильный реестр, который является составной частью ЕРУФР, а прекращения права - время и день, определяемые решением Банка России об отзыве (аннулировании) лицензии или решением Банка России об исключении из профильного реестра сведений о наличии у лица права на осуществление деятельности.
Информация о принятых решениях будет размещаться Банком России на его официальном сайте не позднее времени и дня прекращения права (отзыва, аннулирования лицензии), установленных указанными решениями.
 
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
 
Проект Федерального закона N 498945-8
"О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "О рекламе"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 13.12.2023)
 
Проект закона разработан в целях создания благоприятных условий для развития виноградарства и виноделия, способствующих увеличению объемов производства качественной винодельческой продукции, а также повышения информированности потребителей о качественной отечественной винодельческой продукции и формирования культуры потребления вина.
Законодатели планируют разрешить размещение рекламных конструкций, монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, вдоль автомобильных дорог общего пользования, для рекламы винодельческих хозяйств, виноградо-винодельческих зон, районов и терруаров на территориях субъектов РФ.
Вместе с тем Минздрав России и Роспотребнадзор будут вправе разрабатывать рекомендации для граждан по сохранению их здоровья при потреблении продукции виноделия.
 
Проект Федерального закона N 492926-8
"О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 12.12.2023)
 
В первом чтении принят законопроект, направленный на развитие сельскохозяйственных товаропроизводителей малых форм хозяйствования, содействие реализации фермерской продукции в торговых сетях, обеспечение устойчивого снабжения населения доступной и качественной пищевой продукцией, в т.ч. социально значимыми продовольственными товарами первой необходимости.
Так, вводятся определения фермерской продукции и производителей фермерской продукции, под которыми понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, соответствующие критериям микро- и малого предпринимательства, сельскохозяйственные товаропроизводители, являющиеся физлицами, ведущими личное подсобное хозяйство и применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы.
Авторы проекта предлагают в перечень основных направлений господдержки развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий включить поддержку и развитие сбыта фермерской продукции.
В этих целях за субъектами РФ закрепляются функции по оказанию господдержки производителям фермерской продукции в организации сбыта продукции на территории субъекта РФ, в приоритетном порядке - производителям фермерской продукции, создающим для указанных целей сельскохозяйственные потребительские кооперативы.
Также субъекты РФ наделяются полномочиями по принятию программ по созданию, развитию и поддержке инфраструктуры реализации фермерской продукции, в т.ч. предусматривающих меры по созданию организаций, основным видом деятельности которых является ее первичная и последующая переработка, хранение и сбыт (далее - агрегаторы).
Субъектами РФ вне конкурсного отбора будут заключаться соглашения с сельскохозяйственными потребительскими кооперативами по осуществлению функций агрегатора фермерской продукции.
 
ОБРАЗОВАНИЕ. НАУКА. КУЛЬТУРА
 
Проект Федерального закона N 471416-8
"О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 12.12.2023)
 
Законопроект разработан в целях введения реестровой модели оказания государственных услуг по предоставлению (выдаче) удостоверения национального фильма и прокатного удостоверения на фильм.
Проектом предлагается ввести определения понятий "прокатное удостоверение на фильм" и "удостоверение национального фильма", регламентировать техническую сторону оформления удостоверения национального фильма и прокатного удостоверения на фильм, не изменяя действующие основания их получения.
Планируется вместо оформления бумажных документов формировать юридически значимую запись в соответствующем информационном ресурсе: в отношении удостоверений национального фильма - в Государственном реестре национальных фильмов, в отношении прокатных удостоверений на фильмы - в Государственном регистре фильмов. Заявителю будет предоставляться выписка из соответствующего информационного ресурса в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица.
Информация о предоставленных (выданных) удостоверениях национального фильма и прокатных удостоверениях на фильмы, содержащаяся в Государственном реестре национальных фильмов и в Государственном регистре фильмов, является общедоступной и будет размещаться на официальном сайте Минкультуры России в сети Интернет.
 
БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
 
Проект Федерального закона N 471075-8
"О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной геномной регистрации в Российской Федерации"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 12.12.2023)
 
Законопроект подготовлен в целях повышения эффективности розыска лиц, пропавших без вести, в части расширения перечня лиц, подлежащих обязательной государственной геномной регистрации.
Планируется:
- определить, что близкими родственниками лица, пропавшего без вести, являются лица, находящиеся в биологическом родстве: родители, дети, полнородные братья и сестры;
- расширить перечень лиц, подлежащих обязательной государственной геномной регистрации, за счет близких родственников лица, пропавшего без вести;
- определить органы, осуществляющие получение биологического материала близких родственников лица, пропавшего без вести, и их геномной информации;
- определить сроки хранения и основания уничтожения геномной информации близких родственников лиц, пропавших без вести.
 
ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ
 
Проект Федерального закона N 496195-8
"О внесении изменения в статью 70 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 13.12.2023)
 
В целях обеспечения завершения оформления прав на имущество общего пользования садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ законодатели предлагают продлить до 01.03.2031 возможность оформления прав на данные объекты недвижимости в "упрощенном порядке", установленном ч. 10 ст. 70 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости".
 
Внесенные законопроекты
 
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
 
Проект Федерального закона N 510787-8
"О внесении изменения в статью 56 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 13.12.2023)
 
Проект Федерального закона N 510299-8
"О внесении изменений в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 13.12.2023)
 
Проект Федерального закона N 509734-8
"О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 12.12.2023)
 
Проект Федерального закона N 509708-8
"О внесении изменений в статью 1280 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 12.12.2023)
 
Проект Федерального закона N 509656-8
"О внесении изменений в Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" в части поддержки выдвижения кандидата политическими партиями"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 12.12.2023)
 
Проект Федерального закона N 509211-8
"О внесении изменений в статьи 14.9.1 и 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 12.12.2023)
 
Законопроекты, не внесенные в ГД ФС РФ
 
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
Проект Федерального закона
"О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О национальной платежной системе"
(подготовлен Минфином России, ID проекта 01/05/12-23/00144241)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 12.12.2023)