Новое в Федеральном законодательстве

19.11.2025

Выпуск от 19.11.2025

КонсультантПлюс: НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "Консультант Плюс".   

Обзор документов, введенных в информационный банк системы КонсультантПлюс 19 ноября 2025 года.


 ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Приказ Минтруда России от 06.10.2025 N 593н
"Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по проектированию, техническому перевооружению, реконструкции и модернизации технологических комплексов термического производства"
Зарегистрировано в Минюсте России 11.11.2025 N 84132.

С 1 марта 2026 года устанавливается профстандарт "Специалист по проектированию, техническому перевооружению, реконструкции и модернизации технологических комплексов термического производства"

Краткое описание вида профессиональной деятельности: разработка проектной технологической документации комплексов термического производства различного уровня.

Определены требования к образованию и обучению, к опыту практической работы, особые условия допуска к работе.

Признаны утратившими силу приказы Минтруда России:

от 14.09.2022 N 540н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по проектированию технологических комплексов термического производства";

от 14.03.2023 N 137н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по техническому перевооружению, реконструкции и модернизации термического производства";

от 05.10.2020 N 700н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по анализу и диагностике технологических комплексов термического производства".

Приказ Минтруда России от 06.10.2025 N 594н
"Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по проектированию, техническому перевооружению, реконструкции и модернизации технологических комплексов кузнечно-штамповочного производства"
Зарегистрировано в Минюсте России 11.11.2025 N 84133.

С 1 марта 2026 года устанавливается профстандарт "Специалист по проектированию, техническому перевооружению, реконструкции и модернизации технологических комплексов кузнечно-штамповочного производства"

Краткое описание вида профессиональной деятельности: разработка проектной технологической документации комплексов кузнечно-штамповочного производства различного уровня.

Определены требования к образованию и обучению, к опыту практической работы, особые условия допуска к работе.

Признаны утратившими силу приказы Минтруда России:

от 05.10.2020 N 699н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по техническому перевооружению, реконструкции и модернизации кузнечно-штамповочного производства";

от 04.08.2022 N 462н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по проектированию технологических комплексов кузнечно-штамповочного производства";

от 14.03.2023 N 141н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по диагностике технологических комплексов кузнечно-штамповочного производства".

Проект Федерального закона N 1026183-8 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" (текст к третьему чтению)

К третьему чтению представлен законопроект об установлении с 1 января 2026 года минимального размера оплаты труда в сумме 27 093 рубля в месяц

Федеральным законом от 27 ноября 2023 г. N 548-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и признании утратившими силу статей 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и о приостановлении действия ее отдельных положений" начиная с 2025 года установлена норма соотношения между МРОТ и медианной заработной платой в размере не менее 48%.

Предлагаемыми изменениями МРОТ устанавливается с 1 января 2026 года в сумме 27 093 рубля. Соотношение с медианной заработной платой за предыдущий год составит 48%. Медианная заработная плата за 2024 год, по данным Росстата, составляет 56 443 рубля.

• НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ

Информация Минэкономразвития России
<Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2026 год>

Минэкономразвития информирует об установлении на 2026 год коэффициентов-дефляторов, применяемых для целей уплаты некоторых налогов и сборов

Сообщается, что коэффициенты-дефляторы определены в следующих размерах:

для целей применения НДФЛ - 2,842;

для целей уплаты сбора за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биоресурсов - 1,183;

для исчисления НДД - 1,520;

для целей применения УСН - 1,090;

для целей применения ПСН - 1,253;

для целей уплаты торгового сбора - 2,165.

• ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ

Постановление Конституционного Суда РФ от 18.11.2025 N 39-П
"По делу о проверке конституционности пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Правительства Магаданской области"

Несвоевременное исполнение судебного решения по обращению взыскания на средства бюджета должно быть при возникновении спора сопоставлено судом с тем вредом, который мог бы быть причинен другим защищаемым Конституцией РФ и федеральными законами ценностям в случае перераспределения (направления) бюджетных средств на его исполнение

Не противоречащим Конституции РФ признан пункт 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ, поскольку, устанавливая специальный срок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, в рамках которого законодательно обеспечена возможность принять меры по перераспределению (направлению) бюджетных средств, необходимых для исполнения таких судебных актов, как на стадии исполнения бюджета, так и посредством внесения изменений в закон (решение) о бюджете, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования он:

предполагает учет судами при рассмотрении дел, предметом оценки в которых является пропуск срока исполнения таких судебных актов, возможности наступления в конкретных социально-экономических условиях существенных негативных последствий для защищаемых Конституцией РФ и федеральными законами ценностей в случае перераспределения (направления) на эти цели средств, необходимых для исполнения иных расходных обязательств;

не допускает в случае признания судом незаконным бездействия, связанного с пропуском срока исполнения таких судебных актов, применения вместо установленного бюджетным законодательством порядка их исполнения предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве" мер принудительного исполнения требований неимущественного характера;

не препятствует обеспечению интересов взыскателя по таким судебным актам в случае задержки исполнения посредством, по крайней мере, предусмотренного процессуальным законодательством механизма индексации присужденных судом денежных сумм.

• СВЯЗЬ. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Приказ Росавиации от 06.11.2025 N 848-П
"Об утверждении Перечня документов, образующихся в процессе деятельности Федерального агентства воздушного транспорта, его территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков их хранения"

Установлен Перечень документов, образующихся в процессе деятельности Федерального агентства воздушного транспорта, его территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков их хранения

Перечень предназначен для использования Центральной экспертной комиссией Росавиации, а также экспертными комиссиями территориальных управлений и подведомственных Росавиации организаций, экспертно-проверочными комиссиями государственных архивов.

Перечень может быть использован в деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере управления имуществом в области воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства РФ, транспортной безопасности, а также иных органов и организаций в указанной области деятельности независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

• ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

Приказ Минобрнауки России от 13.10.2025 N 741
"О внесении изменений в Порядок проведения конкурса по распределению контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования, а также по группам научных специальностей и (или) научным специальностям для обучения по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденный Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 28 августа 2023 г. N 824"
Зарегистрировано в Минюсте России 13.11.2025 N 84156.

Актуализирован Порядок проведения конкурса по распределению контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки высшего образования, а также по научным специальностям для обучения в аспирантуре (адъюнктуре) за счет средств федерального бюджета

В частности, внесенными изменениями закреплено право образовательных организаций подать в Минобрнауки заявление об отказе от контрольных цифр приема в полном объеме или от их части. Предусмотрено, что такой отказ может быть подан только в электронном виде через личный кабинет образовательной организации, открытый на сайте kcp.ined.ru в сети "Интернет".

Определено, что предложения по установлению контрольных цифр приема представляются образовательной организацией также по иностранным государствам, на территории которых ее филиалы осуществляют образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования.

Кроме этого, скорректированы сроки проведения конкурса по распределению контрольных цифр приема, уточнена методика проведения указанного конкурса, а также дополнены показатели деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по результатам оценки которых принимается решение о распределении контрольных цифр приема.

• ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

"МР 3.3.0399-25. 3.3. Иммунопрофилактика инфекционных болезней. Контроль за организацией и проведением иммунопрофилактики инфекционных болезней в медицинских организациях. Методические рекомендации"
(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 05.11.2025)

С 5 февраля 2026 года вводятся в действие методические рекомендации по контролю за организацией и проведением иммунопрофилактики инфекционных болезней в медицинских организациях

Документ описывает алгоритм контроля за работой медицинских организаций по иммунизации детского и взрослого населения в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).

Целью контроля за организацией и проведением иммунопрофилактики инфекционных болезней является оценка готовности медицинских организаций к обеспечению безопасной и эффективной иммунизации населения.

Основными критериями оценки качества вакцинопрофилактики являются безопасность и эффективность иммунизации.

Методические рекомендации вводятся взамен МУ 3.3.2400-08 "Контроль за работой лечебно-профилактических организаций по вопросам иммунопрофилактики инфекционных болезней" и МУ 3.3.1891-04 "Организация работы прививочного кабинета детской поликлиники, кабинета иммунопрофилактики и прививочных бригад".