Новое в Федеральном законодательстве
Выпуск от 5.12.2025
КонсультантПлюс: НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "Консультант Плюс".
Обзор документов, введенных в информационный банк системы КонсультантПлюс 5 декабря 2025 года.
• КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Дополнены задачи Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности
К основным задачам комиссии отнесено также принятие в порядке, утверждаемом Правительством, решений, являющихся основанием для включения сведений о программах для ЭВМ и баз данных:
в перечень российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, разработанных и используемых для собственных нужд российскими юридическими лицами, соответствующих требованиям, установленным частью 3.2 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации", в том числе в случае, предусмотренном частью 3.3 статьи 2 указанного федерального закона, по представлению Банка России;
в перечень доверенных российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, соответствующих требованиям, установленным частью 3.7 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации".
Также уточнены полномочия президиума комиссии.
Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2026 года.
До 1 сентября 2026 года действует новая форма сертификата соответствия систем и средств сигнализации, контроля доступа, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи требованиям к их функциональным свойствам
Форма утверждена в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 30.08.2025 N 1327 "О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. N 969" и истечением срока действия аналогичного Приказа МВД России от 02.11.2024 N 670.
Установлен перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Рострудом при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
В перечне приведены в числе прочего гиперссылки на текст нормативного правового акта на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), реквизиты структурных единиц нормативного правового акта, содержащих обязательные требования, виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать установленные нормативным правовым актом обязательные требования, в соответствии с ОКВЭД, реквизиты структурных единиц нормативных правовых актов, предусматривающих установление административной ответственности за несоблюдение обязательного требования, гиперссылки на документы, содержащие информацию о способах и процедуре самообследования, в том числе методические рекомендации по проведению самообследования и подготовке декларации соблюдения обязательных требований.
• ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
В Госдуму поступил законопроект о возможности государственной регистрации залога недвижимого имущества (ипотеки), обеспечивающего исполнение обязательств, удостоверенных ЦФА
Кроме того, закрепляется, что решение о выпуске цифровых финансовых активов должно содержать уникальный идентификационный номер, присвоенный оператором информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, обязан обеспечить присвоение уникального идентификационного номера решению о выпуске цифровых финансовых активов. Банк России вправе установить дополнительные требования к уникальному идентификационному номеру решения о выпуске цифровых финансовых активов, а также к порядку его присвоения.
• ЖИЛИЩЕ. ЖКХ
Внесены изменения в Методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину
В частности, уточнены расходы на выполнение газораспределительными организациями (далее - ГРО) некоторых мероприятий по подключению (технологическому присоединению) газоиспользующего оборудования, уточнен перечень материалов, представляемых ГРО регулирующему органу для установления размера платы за технологическое присоединение к газораспределительной сети по индивидуальному проекту, скорректирован порядок расчета размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение, в новой редакции изложена таблица "Состав расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, предусмотренный пунктом 26(20) Основных положений, в случаях осуществления технологического присоединения газоиспользующего оборудования по индивидуальному проекту".
• СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ПОСОБИЯ И ЛЬГОТЫ
Ко второму чтению подготовлен законопроект о добровольном вступлении самозанятых лиц в систему обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности
В соответствии с законопроектом эксперимент будет проводиться до 31 декабря 2028 года включительно.
В рамках эксперимента физические лица, применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", принимают на себя обязанность по уплате страховых взносов, а СФР обязуется осуществлять выплату пособия по временной нетрудоспособности при наступлении страхового случая в размере и порядке, установленных настоящим законом.
Размер страховых взносов определяется исходя из установленных страховых сумм с применением тарифа страхового взноса 3,84%.
Страховые суммы на полный календарный месяц согласно общему правилу устанавливаются в следующих размерах: 35 тысяч рублей; 50 тысяч рублей. Размер страховой суммы застрахованное лицо выбирает по своему усмотрению.
Право на получение пособия по временной нетрудоспособности приобретается по истечении шести календарных месяцев уплаты страховых взносов.
Если в течение определенного законом периода непрерывной уплаты страховых взносов не выплачивалось пособие по временной нетрудоспособности, размер ежемесячного платежа по страховым взносам может быть уменьшен.
Также законом установлен порядок определения среднего заработка и страхового стажа для исчисления пособия.
Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января 2026 года.
• ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ
Соглашение о предоставлении единой субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта РФ заключается в соответствии с утвержденной типовой формой
Типовая форма применяется при заключении соглашений (дополнительных соглашений к ранее заключенным соглашениям) между главными распорядителями средств федерального бюджета и высшими исполнительными органами субъектов РФ, начиная с заключения соглашений на 2027 год.
Признан утратившим силу Приказ Минфина России от 22 июня 2022 г. N 99н.
Утверждены правила приостановления (отмены приостановления) операций на лицевых счетах, открытых в ТОФК главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, а также отзыва лимитов бюджетных обязательств с указанных лицевых счетов
Также приказ содержит форму предоставления информации в территориальные органы Федерального казначейства в соответствии с Положением о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2017 г. N 1496.
Признан утратившим силу Приказ Минфина России от 15 мая 2023 г. N 68н.
Приказ вступает в силу с 1 января 2026 г.
• ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Определены приоритетные направления деятельности ТПП РФ на 2026 - 2030 годы
Отмечается, что в 2026 - 2030 годах деятельность системы торгово-промышленных палат будет направлена на достижение национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента РФ от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года"; реализацию положений Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года, а также выполнение целей, задач и функций, определенных Законом РФ "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" и Уставом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации с учетом актуальных запросов и потребностей предпринимательского сообщества.
Внесены изменения в федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников" (НП-038-16)
Установлены требования к продлению срока эксплуатации радиационных источников, за исключением закрытых радионуклидных источников, а также требования к продлению срока эксплуатации закрытых радионуклидных источников.
• ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
На долгосрочный период установлены коэффициенты либерализации, используемые для определения объемов поставки электрической энергии и мощности на отдельных территориях, ранее относившихся к неценовым зонам
Так, на 2026 год данный коэффициент признается равным 0,22; на 2027 год - равным 0,4; на 2028 год - равным 0,6; на 2029 год - равным 0,8; на 2030 год и последующие годы - равным 1.
• ТРАНСПОРТ
Утверждена Технология подачи вагонов грузополучателям/получателям без проведения коммерческого осмотра по прибытии их на железнодорожную станцию назначения
Технология определяет порядок действий уполномоченных работников дирекции управления движением на железнодорожной станции назначения вагонов и уполномоченных работников вагонного хозяйства на железнодорожной станции проведения технического осмотра.
Технология, утвержденная настоящим распоряжением, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2025 года.
• ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Обновлены методические рекомендации по разработке торгово-сбытовых политик, предусматривающих реализацию удобрений
Приводятся понятийный аппарат, положения, рекомендуемые к включению в торгово-сбытовые политики производителей, а также методы, используемые при определении цен на удобрения в случае, если до даты утверждения настоящих методических рекомендаций производителем не осуществлялось производство удобрений.
Торговую политику рекомендуется опубликовать на официальном сайте производителя.
Признается утратившим силу Приказ ФАС России от 14 мая 2025 г. N 364/25, которым утверждены аналогичные рекомендации.
• ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Утвержден Порядок формирования, сохранения, развития, изучения и использования национальной коллекции особо ценных образцов генетических ресурсов
Предусмотрено, что функции по формированию, сохранению, развитию, изучению и использованию национальной коллекции особо ценных образцов генетических ресурсов осуществляются национальным центром генетических ресурсов.
Реализованы положения Федерального закона от 30 ноября 2024 г. N 428-ФЗ "О биоресурсных центрах и биологических (биоресурсных) коллекциях и о внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О животном мире".
• СВЯЗЬ. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
Установлен Порядок управления качеством государственных данных с использованием ФГИС "ЕИП НСУД"
Управление качеством осуществляется в отношении государственных данных обладателей государственных данных, участвующих в межведомственном электронном обмене, включая данные, размещаемые на витринах данных органов государственной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами, а также в подсистемах ФГИС "ЕИП НСУД" и передаваемые с использованием СМЭВ.
Действие Порядка обеспечения доступа заинтересованных лиц к сведениям, включенным в реестр членов СРО арбитражных управляющих, продлено до 1 сентября 2031 года
Соответствующее изменение внесено в пункт 2 Приказа Минэкономразвития России от 27 октября 2020 г. N 708 (ранее действие порядка было ограничено датой 31 августа 2026 года).
• ОБОРОНА. БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
Установлен Порядок осуществления Росгвардией федерального государственного контроля за оборотом оружия и основных частей огнестрельного оружия
Определены в числе прочего мероприятия государственного контроля, виды контрольных (надзорных) действий, периоды и сроки проверки лицензионных требований, порядок проверки сведений, изложенных в документах, оформленных при осуществлении юридическим лицом оборота оружия и патронов, порядок определения соответствия помещений и обеспечения условий хранения (сохранности) оружия, порядок межведомственного информационного взаимодействия и прочее.
В приложениях приведены формы необходимых документов.
Настоящий приказ вступает в силу со дня признания утратившим силу Приказа Росгвардии от 14 января 2020 г. N 8 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия".
Признан утратившим силу Приказ Росгвардии от 14 января 2020 г. N 8, которым утвержден административный регламент по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия
Приказом Росгвардии от 01.10.2025 N 356 утвержден новый порядок осуществления федерального государственного контроля за оборотом оружия и основных частей огнестрельного оружия.
Настоящий приказ вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.
• УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ
Конституционный Суд установил, в каких случаях переписка с госорганами посредством сети "Интернет" не может быть признана клеветой, совершенной публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей
Часть вторая статьи 128.1 УК РФ признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку она не предполагает оценки переписки с органами публичной власти, должностными лицами и организациями, осуществляющими публично значимые функции, через официальные средства коммуникации с ними в сети "Интернет" (при которой использование данной сети является лишь способом направления обращения в письменной форме, не предполагающим доступности его содержания широкому (неопределенному) кругу лиц) в качестве публичного распространения информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, дающего основания для квалификации данного деяния по этой части названной статьи.
Конституционным Судом отмечено, что часть вторая статьи 128.1 УК РФ усиливает ответственность за клевету, совершенную публично, в том числе через сеть "Интернет". Соответственно, использование для совершения клеветы информационно-телекоммуникационных сетей является квалифицирующим признаком состава преступления, предусмотренного указанной нормой, в тех случаях, когда у распространяющего сведения лица имеется осознанное намерение адресовать их именно таким образом или сделать доступными широкому (неопределенному) кругу лиц.
Если же органы публичной власти для информационного взаимодействия с гражданами обеспечивают возможность подачи им обращения через официальные интернет-сайты или иным аналогичным образом, то обязанность исключить доступ неопределенного круга лиц к таким обращениям возлагается на эти органы.
Конституционный Суд также неоднократно подчеркивал, что само по себе обращение в орган публичной власти - даже с учетом потенциально возможного риска причинения вреда правам и свободам лиц, с которыми связана содержащаяся в обращении информация, - не может рассматриваться как неправомерное распространение (разглашение) этой информации. Тем самым правомерное осуществление гражданином своих конституционных прав и свобод не должно влечь для него неблагоприятные правовые последствия, тем более в форме уголовной ответственности. Однако выход за установленные федеральным законодателем рамки не исключает введения ограничений в этой сфере, связанных в том числе с привлечением к ответственности.
Кроме того, следует различать сообщение, содержащее порочащие сведения, направленное через информационно-телекоммуникационные сети осуществляющим публично значимые функции субъектам, когда такой способ коммуникации специально предназначен для официального персонифицированного обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, от обращений к тем же субъектам посредством использования иных способов коммуникации, прямо не предназначенных для подачи конкретных обращений, когда сообщенные сведения изначально становятся доступными широкому (неопределенному) кругу лиц (блоги, форумы, каналы, интернет-страницы и т.п.).
Соответственно, прямо предусмотренная возможность направления гражданином обращения в органы публичной власти в форме электронного документа посредством информационно-телекоммуникационных сетей как предполагающая переписку только с конкретным адресатом (даже если такой адресат не является единственным), обязанным сохранять конфиденциальность получаемых сведений, не обусловливает (не предполагает) квалификации такого обращения в качестве публичного распространения информации и не должна приводить к усилению уголовной ответственности за клевету.
