Новое о законопроектах: от первого чтения до подписания

07.04.2025

Документы, введенные в систему КонсультантПлюс: Законопроекты с 31 марта по 4 апреля 2025 года

Законопроекты, принятые в первом чтении

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ 

 

Проект Федерального закона N 840518-8

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 01.04.2025)

 

Проект Закона направлен на совершенствование законодательства РФ о выборах и референдумах.

Предлагается:

- ввести запрет на проведение дополнительных выборов депутатов Госдумы в год, предшествующий году проведения основных выборов депутатов Госдумы;

- закрепить правило, согласно которому избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными только к федеральному избирательному округу;

- предусмотреть возможность беспрепятственного осуществления фотосъемки и видеозаписи представителями избирательных комиссий и Минюста России (его территориальных органов), присутствующими на выдвижении кандидатов;

- установить запрет на пожертвования политическим партиям от иноагентов, от российских юридических лиц, учрежденных иноагентами, а также от лиц, включенных в единый реестр экстремистов или террористов;

- закрепить возможность дистанционного открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов;

- уточнить понятие электронного голосования как голосования с использованием комплекса электронного голосования на избирательном участке и дистанционного электронного голосования с использованием информационно-телекоммуникационной сети и технического устройства избирателя.

 

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 

 

Проект Федерального закона N 835235-8

"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 01.04.2025)

 

Административную ответственность за нарушение требований о защите информации, содержащейся в информационных системах, усилят. Правительственный законопроект поддержан Госдумой.

Документом предусматривается усиление административной ответственности как за нарушение требований о защите информации, составляющей гостайну, так и за нарушение требований о защите иной информации ограниченного доступа. Административные штрафы будут увеличены до 20 тыс. руб. для граждан, до 50 тыс. руб. для должностных лиц и до 100 тыс. руб. для юрлиц.

Срок давности привлечения к ответственности по всем делам о несоблюдении правил защиты информации составит 1 год с даты нарушения. В настоящее время этот период составляет 60 календарных дней, а если дело рассматривал судья - 90 календарных дней.

 

Проект Федерального закона N 840693-8

"О внесении изменений в Федеральный закон "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 25.03.2025)

 

Законодатели предлагают ужесточить правила при приеме на службу в ФССП России, а также ввести новые основания прекращения или расторжения контракта с сотрудником органов принудительного исполнения.

Лица, ранее освобожденные от уголовной ответственности с назначением штрафа или возмещением ущерба, не смогут поступить на службу в органы принудительного исполнения. Устанавливается исключение из этого правила для уголовных дел, относящихся к категории частного обвинения, прекращенных более трех лет назад.

Кроме того, планируется обязать сотрудников таких служб заранее уведомлять начальство о планах на участие в научной, педагогической или спортивной деятельности. Указанная деятельность при этом не должна мешать основной работе и не должна создавать конфликты интересов.

Помимо этого, корректируются правила увольнения со службы. Если сотрудник был осужден и находился под домашним арестом, его увольняют с момента назначения этой меры, а не после вступления приговора в силу. Также упрощается порядок увольнения за коррупционные правонарушения и потерю доверия.

 

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО 

 

Проект Федерального закона N 826241-8

"Об особенностях признания на территории Российской Федерации и действия документов, являющихся основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, подтверждающих возникновение, изменение, ограничение, переход или прекращение прав на такое имущество, обременение такого имущества, действовавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области на день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и образования в составе Российской Федерации новых субъектов"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 25.03.2025)

 

В первом чтении принят законопроект о признании правоустанавливающих документов на недвижимость на территориях новых субъектов РФ.

Документы, подтверждающие возникновение, изменение, ограничение, переход или прекращение прав на недвижимое имущество, а также их обременение, выданные органами государственной власти Украины, нотариусами Украины, признают действующими при условии, что они были выданы в пределах их компетенции и в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей на момент их выдачи, удостоверения.

Если документы были выданы или удостоверены после присоединения новых регионов к Российской Федерации, то их не признают.

Для целей оценки соответствия правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов требованиям, установленным законопроектом и законодательством РФ, предусматривается создание исполнительными органами государственной власти ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей региональных комиссий, к полномочиям которых будет относиться принятие решения о таком соответствии либо несоответствии. . Комиссии смогут принимать решения как в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, так и в отношении групп (совокупности) таких объектов, в том числе исходя из их видов, видов разрешенного использования, категорий, назначения, а также в отношении правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов, групп (совокупности) или видов таких документов.

 

Проект Федерального закона N 819901-8

"О внесении изменения в Федеральный закон "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 25.03.2025)

 

Правила о принятии наследства родственниками погибших участников СВО упростят.

Предусматривается возможность оформления наследства по истечении срока, установленного для его принятия, без обращения в суд. Это можно будет реализовать в случае, если наследник получил свидетельство о смерти или иной документ, извещающий о гибели наследодателя, в последние 3 месяца периода, отведенного для принятия наследства, или позднее.

Наследник, получивший свидетельство о смерти, может обратиться к нотариусу с заявлением о принятии наследства не позднее 6 месяцев с даты получения указанного документа.

При этом наследник признается принявшим наследство в срок, если ранее наследство никем не было принято в срок, установленный ст. 1154 ГК РФ.

Нотариус, получивший указанное заявление о принятии наследства, извещает других известных ему наследников об открытии наследства.

В случае наличия спора о праве между наследниками предлагаемый порядок не может быть применен, а восстановление срока принятия наследства может быть осуществлено только в судебном порядке на основании ст. 1155 ГК РФ.

 

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ 

 

Проект Федерального закона N 841863-8

"О внесении изменений в статью 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 01.04.2025)

 

Судьям военных судов, находящихся за пределами территории Российской Федерации, повысят должностные оклады.

Работа в военных судах в Армении, Казахстане, Молдавии и Таджикистане, как отмечают авторы законопроекта, происходит в особых условиях и сопряжена с определенными сложностями, связанными с обустройством семей, обучением детей, получением медицинской помощи и иными социальными вопросами.

В связи с этим предлагается судьям военных судов, находящихся за пределами территории Российской Федерации, установить размеры должностных окладов с повышением на 50%. При этом размер выходного пособия, ежемесячного пожизненного содержания и ежемесячного денежного содержания по инвалидности указанным судьям будет определяться из расчета ежемесячного денежного вознаграждения, исчисленного без учета повышения должностного оклада на 50%.

 

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ 

 

Проект Федерального закона N 840733-8

"О внесении изменения в Федеральный закон "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере социальной защиты и социального обслуживания граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 25.03.2025)

 

Законопроект разработан в целях исключения махинаций, связанных с экстренным переселением граждан из г. Херсона или Херсонской области в другие регионы Российской Федерации на постоянное место жительства.

Как поясняют авторы законопроекта, по результатам правоприменительной практики были выявлены случаи реализации государственного жилищного сертификата жителями г. Херсона и части Херсонской области с целью последующей продажи жилых помещений, приобретенных с использованием сертификата.

В связи с этим вводится запрет на последующее отчуждение жилых помещений, приобретенных с использованием сертификатов, сроком на 5 лет.

 

ФИНАНСЫ 

 

Проект Федерального закона N 875792-8

"О внесении изменений в статью 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 14 и 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2025 году"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 02.04.2025)

 

Кабмину предоставят право в 2025 г. увеличивать общие расходы федерального бюджета без внесения поправок в закон о бюджете.

Согласно документу, если фактические поступления ненефтегазовых доходов превысят прогнозируемый объем, Правительство РФ сможет увеличить общие расходы федерального бюджета на сумму этого превышения без внесения изменений в закон о бюджете. Дополнительные средства будут направлены в резервный фонд Правительства РФ.

Кроме того, планируется разрешить до 01.01.2026 предоставление субсидий и бюджетных инвестиций российским юридическим лицам, в капитале которых более 25% принадлежит офшорным компаниям, несмотря на действующий запрет. Такое исключение возможно в случае принятия Правительством РФ соответствующего решения или утверждения соответствующего порядка.

В Бюджетном кодексе РФ предлагается закрепить, что судебные акты, требующие выделения бюджетных ассигнований, будут исполняться только в рамках уже утвержденных расходов. Исключение составят судебные акты о компенсации вреда - их будут исполнять в любом случае.

Как следует из пояснительной записки, принятие законопроекта обеспечит устойчивость бюджетной системы РФ при исполнении судебных актов, а также позволит оперативно направлять бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации приоритетных мероприятий.

 

Проект Федерального закона N 825952-8

"О внесении изменений в статью 7.4 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 01.04.2025)

 

Законопроект подготовлен в целях повышения эффективности мер, направленных на противодействие финансированию терроризма.

В частности, планируется наделить межведомственный координационный орган, осуществляющий функции по противодействию финансированию терроризма, полномочиями по принятию решения о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества организаций и физлиц, причастных к диверсионной деятельности (в т.ч. к финансированию диверсии).

 

Проект Федерального закона N 761294-8

"О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федеральный закон "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 26.03.2025)

 

На Банк России возложат полномочия по построению полного набора счетов в системе национальных счетов (далее - СНС) для кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, лиц, оказывающих профессиональные услуги на финансовом рынке, и организаций, не являющихся поднадзорными Банку России, осуществляющих финансовую деятельность.

В настоящее время Банк России составляет финансовый счет СНС Российской Федерации, а также формирует показатели текущих (нефинансовых) счетов СНС по банковской системе. При этом Росстат составляет показатели СНС по другим финансовым посредникам, включает информацию Банка России по текущим счетам по банковской системе и в результате формирует полный набор счетов по всем финансовым организациям.

Как полагают авторы законопроекта, Банк России сможет эффективнее формировать полный набор счетов в системе национальных счетов по финансовым организациям в связи с наличием в Банке России значительного объема информации (данных надзорной, бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности) по кредитным организациям и некредитным финансовым организациям.

Кроме того, планируют уточнить компетенцию Банка России по установлению порядка формирования и публикации перечня респондентов, предоставляющих первичные статистические данные по формам федерального статистического наблюдения для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж.

 

Проект Федерального закона N 684400-8

"Об особенностях изменения условий договора кредита (займа) по требованию заемщика - субъекта малого и среднего предпринимательства или заемщика - физического лица, применяющего специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 25.03.2025)

 

Проект Федерального закона N 684414-8

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 25.03.2025)

 

Малому и среднему бизнесу разрешат оформлять кредитные каникулы без ухудшения кредитной истории. Соответствующий пакет законопроектов принят в первом чтении.

Проектом N 684400-8 предлагается утвердить новый Федеральный закон, который предусматривает особенности изменения условий кредитного договора по требованию заемщика - субъекта малого и среднего предпринимательства или заемщика - самозанятого физического лица.

Максимальный размер кредита, по которому заемщик вправе обратиться с требованием о предоставлении льготного периода, будет устанавливаться Правительством РФ. Пока этот размер не определен, законопроект предлагает следующие ключевые параметры предоставления льготного периода:

- такой период предоставляется по одному кредитному договору не чаще чем раз в 5 лет;

- максимальный размер кредита для предоставления льготного периода для микропредприятий составит 60 млн. руб., для малых предприятий - 400 млн. руб., для средних предприятий - 1 млрд. руб., а для самозанятых граждан - 10 млн. руб.

Льготный период предоставляется по заявлению заемщика без предъявления к нему специальных требований, таких как снижение объемов выручки, осуществление деятельности в определенных отраслях и т.п.

В течение льготного периода кредитор по общему правилу начисляет проценты за пользование кредитом по ставке, предусмотренной договором. При этом заемщик погашает только начисляемые проценты и не обязан вносить платежи в полном размере, предусмотренном договором.

В случае когда одним из условий договора является необходимость погашения всей суммы кредита одним платежом, инициаторы законопроекта предусматривают для заемщика возможность перенести срок внесения такого платежа на 6 месяцев.

Проект N 684414-8 разработан для обеспечения механизма предоставления кредитных каникул субъектам малого и среднего предпринимательства и предлагает корреспондирующие изменения в Федеральные законы "Об ипотеке (залоге недвижимости)", "Об ипотечных ценных бумагах" и "О кредитных историях".

Так, согласно проекту предоставление кредитных каникул не будет являться ухудшением или нарушением условий обеспечения по облигациям с ипотечным покрытием.

Сведения об использовании права на льготный период будут отражаться в основной части кредитной истории заемщика, однако информации об отсутствии платежей по кредитному договору во время кредитных каникул в информационной части кредитной истории заемщика не будет.

Предлагаемое законодательное решение, по мнению его разработчиков, позволит снизить риски дефолтов заемщиков, которые столкнулись с кризисными ситуациями, а также уменьшить риски для финансовой устойчивости кредиторов.

 

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 

 

Проект Федерального закона N 835243-8

"О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об использовании атомной энергии"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 02.04.2025)

 

Законопроект подготовлен в целях законодательного обеспечения регулирования безопасности термоядерных и гибридных систем.

Проектом предлагается распространить правовые основы и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, установленные Федеральным законом от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", на проектируемые и действующие термоядерные реакторы и установки, в том числе содержащие ядерные материалы, специальные неядерные материалы и радиоактивные вещества, предназначенные для использования ядерной реакции синтеза с участием легких атомов.

 

Проект Федерального закона N 689381-8

"О деятельности по предоставлению сервиса рассрочки"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 25.03.2025)

 

Проект Федерального закона N 689396-8

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 25.03.2025)

 

Госдума приняла в первом чтении пакет законопроектов, регулирующих деятельность операторов сервиса рассрочки и обеспечения защиты прав потребителей, пользующихся услугами таких лиц.

Так, проектом Закона N 689381-8 вводится определение оператора сервиса рассрочки, под которым предлагается понимать юрлицо, имеющее право осуществлять деятельность по предоставлению сервиса рассрочки, сведения о котором внесены в реестр операторов сервиса рассрочки (далее - оператор).

Закрепляются условия осуществления оператором деятельности по предоставлению сервиса рассрочки, требования к собственным средствам оператора, его акционерам, участникам и органам управления, а также требования к информированию потребителя о правилах предоставления сервиса рассрочки и к договору о предоставлении такого сервиса.

Оператору запрещается взимать с пользователя вознаграждение за оказание услуг либо плату за исполнение обязательств по возмещению издержек оператора.

Регулирование деятельности операторов по предоставлению сервиса рассрочки, а также контроль и надзор за соблюдением ими установленных требований возлагаются на Банк России.

Законопроектом N 689396-8 предусматриваются корреспондирующие изменения в Федеральные законы "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "О кредитных историях", а также в Закон РФ "О защите прав потребителей".

В частности, устанавливаются полномочия Банка России по надзору за операторами, а также правила передачи операторами сведений о заключенных с пользователями договорах о предоставлении сервиса рассрочки в бюро кредитных историй.

Определяется перечень предоставляемой потребителям информации при приобретении ими товаров (работ, услуг) с оплатой в рассрочку или через определенное время.

Кроме того, вводится запрет на установление различных цен на товары (работы, услуги) в зависимости от оплаты в рассрочку или через определенное время.

 

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ 

 

Проект Федерального закона N 847655-8

"О Российском спортивном фонде, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О международных соревнованиях "Всемирные игры дружбы" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 25.03.2025)

 

Законопроект о создании Российского спортивного фонда прошел стадию первого чтения.

Основные цели деятельности фонда - создание условий для занятий детско-юношеским и массовым спортом, в т.ч. в части обеспечения объектами спорта и иными спортивными сооружениями, а также финансовая и организационная поддержка развития физической культуры и спорта, включая детско-юношеский и массовый спорт.

Фонд для достижения целей своей деятельности будет осуществлять финансовую и организационную поддержку деятельности физкультурно-спортивных организаций, спортивных школ, спортивных школ олимпийского резерва, федеральных и региональных центров спортивной подготовки, училищ олимпийского резерва, Олимпийского комитета России, Паралимпийского комитета России, Сурдлимпийского комитета России, Специальной олимпиады России, общероссийских и региональных спортивных федераций.

Основным источником наполнения фонда станут целевые отчисления от азартных игр.

Функции и полномочия учредителя фонда от имени Российской Федерации будет осуществлять Минспорт России. Министерство определит условия, порядок и критерии финансирования мероприятий, реализуемых в рамках проведения конкурсного отбора программ и проектов в сфере физической культуры и спорта.

 

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА 

 

Проект Федерального закона N 870801-8

"О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 02.04.2025)

 

Проект Федерального закона N 871724-8

"О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 02.04.2025)

 

Проект Федерального закона N 871363-8

"О внесении изменения в статью 247 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 02.04.2025)

 

Парламентарии предложили пакет законопроектов о совершенствовании контроля за деятельностью иноагентов, направленных на защиту от вмешательства недружественных государств.

Так, проектом N 870801-8 предусматривается возможность признания иноагентами лиц, оказывающих содействие в исполнении решений международных организаций, в которых Российская Федерация не участвует, или иностранных государственных органов, если они направлены против безопасности Российской Федерации.

Вовлечение в указанный вид деятельности, а также ее финансирование будут являться основаниями для признания лица иноагентом.

Устанавливается возможность признания иноагентами лиц, вовлекающих других лиц в сбор сведений в области военно-технической деятельности, которые при их получении иностранными источниками могут быть использованы против безопасности Российской Федерации.

Согласно проекту N 871724-8 за призывы к санкциям могут ввести уголовную ответственность в том числе в виде лишения свободы сроком до 5 лет. Уголовная ответственность в виде лишения свободы на 7 лет будет грозить тем, кто оказывает содействие в исполнении решений международных организаций, в которых Россия не участвует, по найму или из корыстных побуждений.

В целях совершенствования уголовно-процессуального механизма обеспечения принципа неотвратимости уголовной ответственности в отношении лиц, уклоняющихся от уголовного правосудия разработан проект N 871363-8. Перечень уголовных дел, рассмотрение которых возможно в отсутствие подсудимого, будет расширен. К таким делам предлагают отнести преступления, связанные с антироссийской деятельностью, которые в том числе совершаются дистанционно.

 

Проект Федерального закона N 835234-8

"О внесении изменений в статью 282.2 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 393 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 01.04.2025)

 

Проект Федерального закона N 835245-8

"О внесении изменения в статью 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 01.04.2025)

 

Проект Федерального закона N 835248-8

"О внесении изменений в статьи 4 и 16 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 1 и 9 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 01.04.2025)

 

Правительство РФ предложило к рассмотрению Госдумой пакет документов, расширяющих основания для признания организации экстремистской.

Сообщества предложили признавать экстремистскими организациями после вступления в силу обвинительного приговора их создателям, руководителям или участникам.

Законопроектом N 835234-8 вносятся изменения в ст. 282.2 УК РФ в части уточнения объективной стороны преступления в связи с расширением перечня организаций, деятельность которых может быть признана экстремистской в соответствии с положениями Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", а также в ст. 393 УПК РФ в целях дополнения перечня органов государственной власти, которым направляется копия обвинительного приговора, Минюстом России.

Законопроектом N 835245-8 ч. 2 ст. 13.15 КоАП РФ излагается в новой редакции с целью уточнения объективной стороны правонарушения в связи с изменением наименования перечня организаций, деятельность которых может быть признана экстремистской.

Законопроектом N 835248-8 вносятся корреспондирующие изменения в ст. 4 Закона РФ "О средствах массовой информации", в соответствии с которой не допускается распространение информации об организации, включенной в перечень организаций, деятельность которых может быть признана экстремистской.

 

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ 

 

Проект Федерального закона N 835233-8

"О внесении изменений в статью 282 Уголовного кодекса Российской Федерации"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 01.04.2025)

 

Проект Закона разработан в целях ужесточения уголовной ответственности за возбуждение ненависти или вражды, а также за унижение достоинства человека по экстремистским мотивам.

Предлагается внести изменения в ст. 282 УК РФ, согласно которым за совершение действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение человеческого достоинства, сопряженных с оправданием или пропагандой применения насилия либо угрозы его применения, уголовная ответственность будет наступать в случае однократного совершения деяния.

Кроме того, устанавливается ответственность за возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства, совершенное организованной группой.

 

Проект Федерального закона N 825017-8

"О внесении изменений в статью 82 Уголовного кодекса Российской Федерации"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 01.04.2025)

 

Предлагается расширить возможность применения отсрочки отбывания наказания для родителей.

Речь идет о беременных женщинах, женщинах, имеющих ребенка в возрасте до четырнадцати лет, мужчинах, имеющих ребенка в возрасте до четырнадцати лет и являющихся единственным родителем.

В частности, планируется уточнить порядок сохранения или отмены отсрочки в случае совершения осужденным нового преступления. Вместо автоматической отмены отсрочки при совершении нового преступления законопроектом предлагается предоставить суду право на принятие решения о сохранении отсрочки. Такое решение может быть принято в случае, если новое преступление совершено по неосторожности или относится к категории небольшой или средней тяжести.

Вместе с тем сохраняется автоматическая отмена отсрочки отбывания наказания в случае совершения тяжких и особо тяжких преступлений.

 

Проект Федерального закона N 810023-8

"О внесении изменений в статьи 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 01.04.2025)

 

За незаконную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей введут уголовную ответственность.

В настоящее время уголовная ответственность предусмотрена в отношении действий, связанных с незаконным образованием юрлиц. В то же время ИП наделены схожими правами в сфере предпринимательской деятельности, что и юрлица, но при этом на них не распространяется ряд ограничений в части, например, распоряжения денежными средствами при обналичивании. В связи с этим реквизиты ИП используются при совершении преступлений, связанных с незаконной банковской деятельностью, уклонением от уплаты налогов и сокрытием имущества, получением налоговых вычетов, банкротством, легализацией (отмыванием) денежных средств и др. Как отмечают разработчики проекта, в последнее время наметилась тенденция к увеличению случаев регистрации ИП и сокращению количества случаев регистрации юрлиц.

В связи с этим Правительство РФ предлагает установить уголовную ответственность за действия, связанные с незаконной регистрацией в качестве ИП. Наказание планируется такое же, как и за незаконное образование юрлиц, - штраф от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб., либо принудительные работы на срок до 3 лет, либо лишение свободы на тот же срок.

Вместе с тем предлагается освобождать от уголовной ответственности лиц, которые впервые совершили преступление, незаконно создав юрлицо или ИП, и активно способствовали раскрытию или расследованию такого преступления, в т.ч. изобличению и уголовному преследованию других соучастников.

 

Проект Федерального закона N 636713-8

"О внесении изменений в статью 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 01.04.2025)

 

Верховный Суд РФ выступил с инициативой об изменении вида уголовного преследования в отношении "простой" клеветы. Соответствующий законопроект прошел стадию первого чтения.

Уголовные дела о клевете без отягчающих обстоятельств планируют перевести в категорию уголовных дел частно-публичного обвинения, которые возбуждаются по заявлению потерпевшего или его законного представителя, но обязательному прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат.

Бремя доказывания по таким делам будет возложено не на потерпевшего, а на правоохранительные органы. Примирять стороны сможет только суд с учетом всех обстоятельств дела и сведений об обвиняемом.

По мнению разработчиков, принятие проекта послужит укреплению гарантий правосудия в сфере уголовного судопроизводства и повышению уровня уголовно-правовой защиты лиц, пострадавших от клеветы.

 

ПРАВОСУДИЕ 

 

Проект Федерального закона N 782261-8

"О внесении изменений в статьи 123.1 и 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 25.03.2025)

 

Из числа рассматриваемых судом дел планируют исключить заявления о выдаче судебных приказов о взыскании обязательных платежей и санкций без суда.

Это связано с введением внесудебного порядка взыскания с физических лиц задолженности по уплате обязательных платежей и санкций.

Положения КАС РФ, регулирующие рассмотрение административных исковых заявлений о взыскании обязательных платежей и санкций, сохранят силу и будут применяться для взыскания задолженности при наличии возражений должников.

Также у должника останется возможность оспаривать действия и решения налоговых органов в порядке главы 22 КАС РФ.

 

Внесенные законопроекты 

 

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ 

 

Проект Федерального закона N 880519-8

"О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 01.04.2025)

 

Проект Федерального закона N 880004-8

"О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 01.04.2025)

 

Проект Федерального закона N 879540-8

"О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 01.04.2025)

 

Проект Федерального закона N 879295-8

"О внесении изменения в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 01.04.2025)

 

Проект Федерального закона N 878698-8

"О внесении изменения в статью 333.38 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 31.03.2025)

 

Проект Федерального закона N 878689-8

"О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 31.03.2025)

 

Проект Федерального закона N 878594-8

"О внесении изменений в статью 320 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 31.03.2025)

 

Проект Федерального закона N 877732-8

"О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 2 Жилищного кодекса Российской Федерации"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 28.03.2025)

 

Проект Федерального закона N 877412-8

"О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 28.03.2025)

 

Проект Федерального закона N 877367-8

"О внесении изменения в статью 59 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 28.03.2025)

 

Проект Федерального закона N 877268-8

"О внесении изменений в Федеральный закон "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 28.03.2025)

 

Проект Федерального закона N 877249-8

"О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 28.03.2025)

 

Проект Федерального закона N 876963-8

"О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Федеральный закон "О специальных экономических мерах и принудительных мерах"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 27.03.2025)

 

Проект Федерального закона N 876958-8

"О внесении изменения в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 27.03.2025)

 

Проект Федерального закона N 876953-8

"О внесении изменений в Федеральный закон "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 27.03.2025)

 

Проект Федерального закона N 876952-8

"О внесении изменений в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 27.03.2025)

 

Проект Федерального закона N 876710-8

"О внесении изменений в статью 34 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 27.03.2025)

 

Проект Федерального закона N 876678-8

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 27.03.2025)

 

Проект Федерального закона N 876543-8

"О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в части изменения порядка формирования состава Национального финансового совета и усиления парламентского контроля деятельности финансового регулятора"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 27.03.2025)

 

Проект Федерального закона N 875792-8

"О внесении изменений в статью 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 14 и 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2025 году"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 26.03.2025)

 

Проект Федерального закона N 875729-8

"О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и статью 20 Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 26.03.2025)

 

Проект Федерального закона N 875355-8

"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 26.03.2025)

 

Проект Федерального закона N 875232-8

"О внесении изменения в статью 261 Трудового кодекса Российской Федерации"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 26.03.2025)

 

Проект Федерального закона N 874389-8

"О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части установления предельного уровня допустимых расходов гражданина на оплату жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.03.2025)

 

Проект Федерального конституционного закона N 874183-8

"О внесении изменений в статьи 4 и 6 Федерального конституционного закона "О Государственном флаге Российской Федерации" и статью 3 Федерального конституционного закона "О Государственном гимне Российской Федерации"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.03.2025)

 

Проект Федерального закона N 873680-8

"О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.03.2025)

 

Проект Федерального закона N 873676-8

"О внесении изменений в статью 13.3 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.03.2025)

 

О НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНАХ 

 

Проект Федерального закона N 875499-8

"О поэтапном погашении обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) в отношении семей, имеющих детей"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 26.03.2025)

 

Проект Федерального закона N 873749-8

"О репатриации в Российскую Федерацию"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.03.2025)

 

Законопроекты, не внесенные в ГД ФС РФ 

 

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ 

 

Проект Федерального закона

"О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"

(подготовлен Минсельхозом России, ID проекта 01/05/03-25/00155372)

(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 02.04.2025)

 

Проект Федерального закона

"О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации"

(подготовлен Минтрансом России, ID проекта 02/04/03-25/00155895)

(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 28.03.2025)

 

Проект Федерального закона

"О внесении изменений в статьи 21 и 85 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статью 11 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации"

(подготовлен Минюстом России, ID проекта 01/05/03-25/00155899)

(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 28.03.2025)

 

Проект Федерального закона

"О внесении изменения в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния"

(подготовлен Минобороны России, ID проекта 01/05/03-25/00155889)

(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 28.03.2025)

 

Проект Федерального закона

"О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования градостроительных отношений, касающихся объектов обороны и безопасности"

(подготовлен Минобороны России, ID проекта 02/04/02-25/00155056)

(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 27.03.2025)