Правовые новости. Коротко о важном
31.03.2025
Гражданская авиация: определено, как Ространснадзор стимулирует добросовестность перевозчиков(4.04.2025)
Появились правила, по которым Ространснадзор мотивирует коммерческих воздушных перевозчиков и операторов аэродромов соблюдать обязательные требования. Новшества закрепили в положении о госконтроле за гражданской авиацией. Они уже действуют.
Ведомство не реже одного раза в 12 месяцев оценивает компании и ИП на соответствие 5 критериям и присваивает баллы (максимум 20 по каждому из них). Они влияют на репутационный статус. При достижении 85 баллов категорию риска объекта снижают на одну. Оценку проводят в отношении тех, кто работает как минимум 12 месяцев на момент начала процедуры.
По 3 критериям соответствие определяют на основании данных, которые берутся за 2 года, предшествовавших оценке:
- были ли авиационные катастрофы и аварии, серьезные авиаинциденты из-за действий (бездействия) контролируемого лица. Если нет, присвоят 20 баллов, при серьезном авиаинциденте - 10 (при условии, что не было аварий и катастроф). Наличие аварии без катастрофы оценят в 5 баллов;
- передавались ли вовремя достоверные документы и сведения по Закону о госконтроле (для выполнения предписаний и др.). Если да, то начислят 20 баллов. Если нет, один такой факт оценят в 10 баллов, а большее число - 0;
- устранялись ли в срок нарушения по предписанию контрольного органа. Если да, присвоят 20 баллов. Если не исполнено одно предписание - 15 баллов, два - 10, три и более - 0.
Оценивают и то, предоставил ли субъект контрольному органу доступ к своим информресурсам. Если да, получит 20 баллов, нет - 0. Если он работает без таких ресурсов и уведомил об этом, присвоят 5 баллов.
Еще один критерий - процент соблюдения обязательных требований в сфере гражданской авиации. Выполнение оценивает привлеченный эксперт. Можно получить 20, 15, 10, 7 или 5 баллов. Чем выше процент, тем больше баллов.
Контрольный орган информирует о применении мер стимулирования (в т.ч. количестве баллов) на своем сайте не позднее 15-го рабочего дня со дня, когда проводилась оценка.
Документ: Постановление Правительства РФ от 25.03.2025 N 363
Новые меры против навязывания дополнительных услуг, товаров и работ прошли третье чтение(03.04.2025)
Продавцам, владельцам агрегаторов и исполнителям запретят проставлять автоматические отметки о согласии потребителя на платное предоставление дополнительных товаров, работ или услуг. Также уточнят, что нельзя (абз. 8 п. 2 ст. 1 проекта):
- выражать за потребителя согласие в другом виде;
- создавать условия, которые предполагают, что он изначально подтверждает намерение купить дополнительные товары, работы либо услуги.
Потребитель сможет потребовать вернуть деньги, если у него не спросили согласие при продаже дополнительного продукта или навязали его. Срок на возврат - 3 дня с даты предъявления требования (абз. 3, 5 и 6 п. 2 ст. 1 проекта).
Изменения вступят в силу 1 сентября 2025 года (ст. 2 проекта).
Сейчас сходные запреты действуют в сфере потребкредитов и займов. Кроме того, в руководстве по соблюдению обязательных требований Роспотребнадзор приводил как пример недобросовестных практик автоматическое проставление галок в заявлениях о заключении договоров.
Документ: Проект Федерального закона N 787328-8 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/787328-8)
Узнать, сколько мобильных номеров зарегистрировано на человека, поможет новый сервис на Госуслугах
Минцифры сообщило, что 1 апреля в 20:00 по московскому времени запустят сервис "Сим-карты". Он покажет физлицу-пользователю Госуслуг, сколько номеров за ним числится и какие это номера. Таким образом, человек сможет быстро убедиться, что на него не оформлены "серые" сим-карты.
Также сервис позволит заблокировать лишние или подозрительные сим-карты либо приостановить их обслуживание. Это можно будет сделать, если оператор связи пользователя подключится к дополнительным функциям сервиса.
Напомним, с 1 апреля 2025 года операторы связи по общему правилу вправе выделить, а абоненты из числа юрлиц или ИП - предоставить в пользование одному гражданину РФ суммарно не более 20 номеров.
Документ: Информация Минцифры России от 31.03.2025 (https://digital.gov.ru/news/novoe-na-gosuslugah-servis-sim-karty-zapuskaetsya-1-aprelya)
Пожарная безопасность: 1 апреля заработал обновленный порядок отнесения объектов к категории риска
Сотрудники МЧС теперь учитывают больше данных, чтобы в рамках пожарного госконтроля определить категорию риска по ряду объектов защиты. Новые параметры - риски повреждения имущества из-за пожара (допустимый и ожидаемый).
Изменения касаются государственных и муниципальных объектов, а также объектов, где хоздеятельность ведут как минимум 2 контролируемых лица.
Допустимый материальный риск определяют на основании сведений о средней цене основных фондов организации. Они берутся из данных госстатистики.
Величину ожидаемого материального риска рассчитывают исходя из вероятности возникновения пожара с последствиями для имущества в период ежегодного мониторинга и материального ущерба на объектах защиты в этот же период.
Закреплено также, как устанавливать:
- величину недопустимого материального ущерба от пожара;
- показатель тяжести потенциальных материальных негативных последствий пожаров;
- интегральный показатель тяжести потенциальных негативных последствий пожаров.
Напомним, категория риска объекта защиты влияет на то, как часто проводят контрольные (надзорные) мероприятия.
Документ: Постановление Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502
Проект о выплате действительной стоимости доли в ООО по рыночной цене внесен в Госдуму(02.04.2025)
Согласно поправкам, если компания должна выкупить долю участника, у нее можно потребовать выплату действительной стоимости доли в размере рыночной. Для этого надо направить компании заявление. После его подачи ООО будет не вправе установить иную цену. То же касается выкупа части доли (абз. 2 пп. "б" п. 2 проекта).
Заявление можно будет предоставить до истечения срока выплаты. Отозвать или изменить документ нельзя. Если его не подавали, то судиться по поводу определения рыночной цены запретят (абз. 2 и 5 пп. "б" п. 2 проекта).
Рыночную стоимость установит оценщик. Его сможет привлечь компания либо тот, кому причитаются деньги или имущество. Оценщик рассчитает сумму на последний день отчетного периода, который, например, предшествует дате перехода к ООО доли вышедшего участника. Отчет об оценке можно будет приложить к заявлению (абз. 3 пп. "б" п. 2 проекта).
Кредиторы смогут получить выплату в сходном порядке при обращении взыскания на долю или ее часть по долгам участника (п. 3 проекта).
Есть и другие изменения. Планируется, что поправки заработают через 10 календарных дней после опубликования закона.
Сейчас действительную стоимость доли или ее части определяют по бухотчетности. Получатели выплаты часто считают ее размер несправедливым и оспаривают его в судах с помощью в том числе экспертизы. Полагаем, новшества позволят во многих случаях избежать такие споры.
Документ: Проект Федерального закона N 876952-8 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/876952-8)
Изменения для рекламы в интернете: Минцифры подготовило правила исчисления и уплаты отчислений
На публичное обсуждение вынесли проект правил исчисления и уплаты отчислений за распространение рекламы в интернете, а также мониторинга за их уплатой.
С 1 апреля 2025 года ряд лиц должны отчислять в федеральный бюджет 3% квартального дохода от продвижения в интернете товаров, работ и услуг для потребителей в РФ. Сбор за рекламу рассчитает Роскомнадзор на основании данных, которые им направит плательщик.
Платить рекламный сбор будут рекламораспространители, операторы рекламных систем, посредники, агенты, у которых есть договоры (п. 4 приложения 1 к проекту):
- с рекламодателем;
- агентом или агентами, заключившими договор с рекламодателем или друг с другом. Во втором случае целью договора должна быть реализация договора с рекламодателем.
Для расчета отчислений планируют учитывать доходы по бухучету (п. п. 2, 3 приложения 1 к проекту).
Если отчисления заплатит рекламораспространитель, оператор рекламной системы или посредник, заключивший договор с рекламодателем, иные лица его платить не будут (п. 5 приложения 1 к проекту).
Агент сможет внести все платежи. В этом случае иных плательщиков от данной обязанности хотят освободить (п. 7 приложения 1 к проекту).
Плательщик отчислений будет:
- не позднее 5-го числа третьего месяца квартала, следующего за платежным периодом, перечислять суммы электронным платежом или иным способом (п. п. 9, 20 приложения 1 к проекту). Платежный период составит квартал (п. 8 приложения 1 к проекту);
- проверять в личном кабинете расчет сумм и подтверждать его в течение 10 календарных дней со дня его формирования (п. 14 приложения 1 к проекту). Сумму рассчитает Роскомнадзор не позднее 15 числа второго месяца квартала, следующего за платежным периодом (п. 10 приложения 1 к проекту);
- направлять обоснование не позднее 7 рабочих дней после получения от Роскомнадзора уведомления о неполной уплате отчислений (п. п. 11 и 12 приложения 2 к проекту).
В течение 10 календарных дней со дня формирования
в личном кабинете расчета плательщик вправе будет представить по нему уточненные сведения (п. 16 приложения 1 к проекту).
Излишне уплаченные суммы смогут вернуть или зачесть в счет будущих платежей (п. п. 22 и 23 приложения 1 к проекту).
Отметим, для уплаты отчислений Минфин ввел КБК 000 1 17 05010 01 6002 180.
Документ: Проект постановления Правительства РФ (http://regulation.gov.ru/projects#npa=155826)
Ограничение полной стоимости многих потребкредитов и займов будет действовать с 1 апреля 2025 года(01.04.2025)
Кредитные организации продолжат применять норму о максимальном значении полной стоимости потребкредита (займа) по договорам, которые заключили или изменили с 1 апреля 2025 года.
Напомним: в конце прошлого года ЦБ РФ временно отменил ограничение полной стоимости ряда кредитов до 31 марта 2025 года включительно. Финансовые организации адаптировались к ужесточению денежно-кредитных условий, поэтому регулятор решил не продлевать это послабление.
Документ: Информация Банка России от 28.03.2025
Проекты о сервисе потребительской рассрочки приняты в первом чтении
С 1 декабря 2025 года планируют перечислить обязательные условия договора, по которому гражданин оплачивает товар, работу или услугу в рассрочку либо через определенное время. Среди прочего в документе потребуется указывать:
- количество, размер и периодичность платежей;
- способы их внесения;
- ответственность потребителя за нарушение договора, размер неустойки и порядок расчета;
- сведения о том, может ли продавец или исполнитель уступить права и требования.
Также хотят запретить продавцам и исполнителям устанавливать для потребителей:
- оплату товаров, работ или услуг в рассрочку либо через определенное время за счет третьих лиц. Исключение - ситуации, когда покупатель берет потребкредит (заем) либо использует сервис рассрочки;
- разные цены на товары, работы или услуги одного вида в зависимости, например, от оплаты в рассрочку.
Предоставлять сервис рассрочки смогут только его операторы. Это компании, которые войдут в реестр ЦБ РФ, если выполнят ряд требований. По договору оператор исполнит поручение гражданина оплатить объект рассрочки российскому юрлицу или ИП. Потребитель возместит издержки оператора, равные цене покупки. Взимать с гражданина вознаграждение за предоставление сервиса нельзя.
Максимальный срок погашения рассрочки составит:
- с 1 декабря 2025 года - 6 месяцев с момента заключения договора между оператором и потребителем;
- с 1 декабря 2027 года - 4 месяца с того же момента.
Есть и другие изменения.
Сейчас в Законе о защите прав потребителей нет правил о рассрочке. Установлено лишь то, что нужно раскрывать гражданину, в частности, условия приобретения товаров, работ или услуг даже при постоплате. Деятельность тех, кто оказывает посреднические услуги по рассрочке платежей без заключения договоров потребкредита (займа), не урегулирована.
Документы: Проект Федерального закона N 689396-8
Проект Федерального закона N 689381-8
Потребительский кредит после смерти заемщика: проект о защите наследников прошел первое чтение
До того как лицо вступит в наследство, кредитору запретят начислять неустойку, штрафы и пени за то, что умерший заемщик не вернул долг или не уплатил проценты. По проекту в этот период нельзя также обращать взыскание на заложенное имущество (в т.ч. недвижимость) и требовать от наследников досрочно вернуть кредит либо заем.
Новшество может вступить в силу через 10 календарных дней после опубликования закона.
Сейчас в Законе о потребкредите таких запретов нет. Однако еще в 2012 году Пленум ВС РФ разъяснил: смерть должника не означает, что наследникам нужно досрочно исполнить его обязательства.
Документ: Проект Федерального закона N 532254-8
Запрет распространять рекламу на ресурсах с ограниченным доступом прошел Госдуму(31.03.2025)
С 1 сентября 2025 года нельзя будет размещать рекламу, в частности, на сайтах, веб-страницах и в приложениях нежелательных организаций. То же коснется иных ресурсов, которые заблокированы по законодательству об информации.
Отвечать за несоблюдение запрета будут рекламодатели и рекламораспространители.
Есть и другие поправки.
Напомним, по общему правилу за нарушения в сфере рекламы должностному лицу или ИП грозит штраф от 4 тыс. до 20 тыс. руб., а компании - от 100 тыс. до 500 тыс. руб.
Документы: Проект Федерального закона N 652920-8
ВС РФ: убытки из-за необоснованного отказа в ремонте по ОСАГО не ограничены страховым лимитом
Потерпевшей неправомерно отказали в ремонте ТС. Она попросила суд взыскать со страховщика, в частности, 780 тыс. руб. убытков. Первая инстанция пошла навстречу. Апелляция и кассация сочли, что сумма должна быть ограничена лимитом страховки в размере 400 тыс. руб.
По мнению ВС РФ, если страховщик не исполнил обязательства, то размер убытков - это стоимость ремонта, который тот должен был организовать и оплатить. Такие убытки возмещают по общим правилам ГК РФ. Сумма не ограничена страховым лимитом. К моменту рассмотрения дела она может превысить ранее определенную стоимость ремонта и лимит, в т.ч. из-за разницы цен и их динамики.
Выводы основаны на позиции Пленума ВС РФ. Он разъяснил, что в такой ситуации можно, например, самостоятельно починить ТС и потребовать от страховщика возместить затраты в размере действительной стоимости ремонта.
Верховный суд направил дело на новое рассмотрение.
Документ: Определение ВС РФ от 18.02.2025 N 41-КГ24-58-К4
КонсультантПлюс: НОВОСТИ ДЛЯ ЮРИСТА
Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "Консультант Плюс".
Обзор документов, введенных в информационный банк системы КонсультантПлюс с 31 марта по 4 апреля 2025 г.
Гражданская авиация: определено, как Ространснадзор стимулирует добросовестность перевозчиков(4.04.2025)
Появились правила, по которым Ространснадзор мотивирует коммерческих воздушных перевозчиков и операторов аэродромов соблюдать обязательные требования. Новшества закрепили в положении о госконтроле за гражданской авиацией. Они уже действуют.
Ведомство не реже одного раза в 12 месяцев оценивает компании и ИП на соответствие 5 критериям и присваивает баллы (максимум 20 по каждому из них). Они влияют на репутационный статус. При достижении 85 баллов категорию риска объекта снижают на одну. Оценку проводят в отношении тех, кто работает как минимум 12 месяцев на момент начала процедуры.
По 3 критериям соответствие определяют на основании данных, которые берутся за 2 года, предшествовавших оценке:
- были ли авиационные катастрофы и аварии, серьезные авиаинциденты из-за действий (бездействия) контролируемого лица. Если нет, присвоят 20 баллов, при серьезном авиаинциденте - 10 (при условии, что не было аварий и катастроф). Наличие аварии без катастрофы оценят в 5 баллов;
- передавались ли вовремя достоверные документы и сведения по Закону о госконтроле (для выполнения предписаний и др.). Если да, то начислят 20 баллов. Если нет, один такой факт оценят в 10 баллов, а большее число - 0;
- устранялись ли в срок нарушения по предписанию контрольного органа. Если да, присвоят 20 баллов. Если не исполнено одно предписание - 15 баллов, два - 10, три и более - 0.
Оценивают и то, предоставил ли субъект контрольному органу доступ к своим информресурсам. Если да, получит 20 баллов, нет - 0. Если он работает без таких ресурсов и уведомил об этом, присвоят 5 баллов.
Еще один критерий - процент соблюдения обязательных требований в сфере гражданской авиации. Выполнение оценивает привлеченный эксперт. Можно получить 20, 15, 10, 7 или 5 баллов. Чем выше процент, тем больше баллов.
Контрольный орган информирует о применении мер стимулирования (в т.ч. количестве баллов) на своем сайте не позднее 15-го рабочего дня со дня, когда проводилась оценка.
Документ: Постановление Правительства РФ от 25.03.2025 N 363
Новые меры против навязывания дополнительных услуг, товаров и работ прошли третье чтение(03.04.2025)
Продавцам, владельцам агрегаторов и исполнителям запретят проставлять автоматические отметки о согласии потребителя на платное предоставление дополнительных товаров, работ или услуг. Также уточнят, что нельзя (абз. 8 п. 2 ст. 1 проекта):
- выражать за потребителя согласие в другом виде;
- создавать условия, которые предполагают, что он изначально подтверждает намерение купить дополнительные товары, работы либо услуги.
Потребитель сможет потребовать вернуть деньги, если у него не спросили согласие при продаже дополнительного продукта или навязали его. Срок на возврат - 3 дня с даты предъявления требования (абз. 3, 5 и 6 п. 2 ст. 1 проекта).
Изменения вступят в силу 1 сентября 2025 года (ст. 2 проекта).
Сейчас сходные запреты действуют в сфере потребкредитов и займов. Кроме того, в руководстве по соблюдению обязательных требований Роспотребнадзор приводил как пример недобросовестных практик автоматическое проставление галок в заявлениях о заключении договоров.
Документ: Проект Федерального закона N 787328-8 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/787328-8)
Узнать, сколько мобильных номеров зарегистрировано на человека, поможет новый сервис на Госуслугах
Минцифры сообщило, что 1 апреля в 20:00 по московскому времени запустят сервис "Сим-карты". Он покажет физлицу-пользователю Госуслуг, сколько номеров за ним числится и какие это номера. Таким образом, человек сможет быстро убедиться, что на него не оформлены "серые" сим-карты.
Также сервис позволит заблокировать лишние или подозрительные сим-карты либо приостановить их обслуживание. Это можно будет сделать, если оператор связи пользователя подключится к дополнительным функциям сервиса.
Напомним, с 1 апреля 2025 года операторы связи по общему правилу вправе выделить, а абоненты из числа юрлиц или ИП - предоставить в пользование одному гражданину РФ суммарно не более 20 номеров.
Документ: Информация Минцифры России от 31.03.2025 (https://digital.gov.ru/news/novoe-na-gosuslugah-servis-sim-karty-zapuskaetsya-1-aprelya)
Пожарная безопасность: 1 апреля заработал обновленный порядок отнесения объектов к категории риска
Сотрудники МЧС теперь учитывают больше данных, чтобы в рамках пожарного госконтроля определить категорию риска по ряду объектов защиты. Новые параметры - риски повреждения имущества из-за пожара (допустимый и ожидаемый).
Изменения касаются государственных и муниципальных объектов, а также объектов, где хоздеятельность ведут как минимум 2 контролируемых лица.
Допустимый материальный риск определяют на основании сведений о средней цене основных фондов организации. Они берутся из данных госстатистики.
Величину ожидаемого материального риска рассчитывают исходя из вероятности возникновения пожара с последствиями для имущества в период ежегодного мониторинга и материального ущерба на объектах защиты в этот же период.
Закреплено также, как устанавливать:
- величину недопустимого материального ущерба от пожара;
- показатель тяжести потенциальных материальных негативных последствий пожаров;
- интегральный показатель тяжести потенциальных негативных последствий пожаров.
Напомним, категория риска объекта защиты влияет на то, как часто проводят контрольные (надзорные) мероприятия.
Документ: Постановление Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502
Проект о выплате действительной стоимости доли в ООО по рыночной цене внесен в Госдуму(02.04.2025)
Согласно поправкам, если компания должна выкупить долю участника, у нее можно потребовать выплату действительной стоимости доли в размере рыночной. Для этого надо направить компании заявление. После его подачи ООО будет не вправе установить иную цену. То же касается выкупа части доли (абз. 2 пп. "б" п. 2 проекта).
Заявление можно будет предоставить до истечения срока выплаты. Отозвать или изменить документ нельзя. Если его не подавали, то судиться по поводу определения рыночной цены запретят (абз. 2 и 5 пп. "б" п. 2 проекта).
Рыночную стоимость установит оценщик. Его сможет привлечь компания либо тот, кому причитаются деньги или имущество. Оценщик рассчитает сумму на последний день отчетного периода, который, например, предшествует дате перехода к ООО доли вышедшего участника. Отчет об оценке можно будет приложить к заявлению (абз. 3 пп. "б" п. 2 проекта).
Кредиторы смогут получить выплату в сходном порядке при обращении взыскания на долю или ее часть по долгам участника (п. 3 проекта).
Есть и другие изменения. Планируется, что поправки заработают через 10 календарных дней после опубликования закона.
Сейчас действительную стоимость доли или ее части определяют по бухотчетности. Получатели выплаты часто считают ее размер несправедливым и оспаривают его в судах с помощью в том числе экспертизы. Полагаем, новшества позволят во многих случаях избежать такие споры.
Документ: Проект Федерального закона N 876952-8 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/876952-8)
Изменения для рекламы в интернете: Минцифры подготовило правила исчисления и уплаты отчислений
На публичное обсуждение вынесли проект правил исчисления и уплаты отчислений за распространение рекламы в интернете, а также мониторинга за их уплатой.
С 1 апреля 2025 года ряд лиц должны отчислять в федеральный бюджет 3% квартального дохода от продвижения в интернете товаров, работ и услуг для потребителей в РФ. Сбор за рекламу рассчитает Роскомнадзор на основании данных, которые им направит плательщик.
Платить рекламный сбор будут рекламораспространители, операторы рекламных систем, посредники, агенты, у которых есть договоры (п. 4 приложения 1 к проекту):
- с рекламодателем;
- агентом или агентами, заключившими договор с рекламодателем или друг с другом. Во втором случае целью договора должна быть реализация договора с рекламодателем.
Для расчета отчислений планируют учитывать доходы по бухучету (п. п. 2, 3 приложения 1 к проекту).
Если отчисления заплатит рекламораспространитель, оператор рекламной системы или посредник, заключивший договор с рекламодателем, иные лица его платить не будут (п. 5 приложения 1 к проекту).
Агент сможет внести все платежи. В этом случае иных плательщиков от данной обязанности хотят освободить (п. 7 приложения 1 к проекту).
Плательщик отчислений будет:
- не позднее 5-го числа третьего месяца квартала, следующего за платежным периодом, перечислять суммы электронным платежом или иным способом (п. п. 9, 20 приложения 1 к проекту). Платежный период составит квартал (п. 8 приложения 1 к проекту);
- проверять в личном кабинете расчет сумм и подтверждать его в течение 10 календарных дней со дня его формирования (п. 14 приложения 1 к проекту). Сумму рассчитает Роскомнадзор не позднее 15 числа второго месяца квартала, следующего за платежным периодом (п. 10 приложения 1 к проекту);
- направлять обоснование не позднее 7 рабочих дней после получения от Роскомнадзора уведомления о неполной уплате отчислений (п. п. 11 и 12 приложения 2 к проекту).
В течение 10 календарных дней со дня формирования
в личном кабинете расчета плательщик вправе будет представить по нему уточненные сведения (п. 16 приложения 1 к проекту).
Излишне уплаченные суммы смогут вернуть или зачесть в счет будущих платежей (п. п. 22 и 23 приложения 1 к проекту).
Отметим, для уплаты отчислений Минфин ввел КБК 000 1 17 05010 01 6002 180.
Документ: Проект постановления Правительства РФ (http://regulation.gov.ru/projects#npa=155826)
Ограничение полной стоимости многих потребкредитов и займов будет действовать с 1 апреля 2025 года(01.04.2025)
Кредитные организации продолжат применять норму о максимальном значении полной стоимости потребкредита (займа) по договорам, которые заключили или изменили с 1 апреля 2025 года.
Напомним: в конце прошлого года ЦБ РФ временно отменил ограничение полной стоимости ряда кредитов до 31 марта 2025 года включительно. Финансовые организации адаптировались к ужесточению денежно-кредитных условий, поэтому регулятор решил не продлевать это послабление.
Документ: Информация Банка России от 28.03.2025
Проекты о сервисе потребительской рассрочки приняты в первом чтении
С 1 декабря 2025 года планируют перечислить обязательные условия договора, по которому гражданин оплачивает товар, работу или услугу в рассрочку либо через определенное время. Среди прочего в документе потребуется указывать:
- количество, размер и периодичность платежей;
- способы их внесения;
- ответственность потребителя за нарушение договора, размер неустойки и порядок расчета;
- сведения о том, может ли продавец или исполнитель уступить права и требования.
Также хотят запретить продавцам и исполнителям устанавливать для потребителей:
- оплату товаров, работ или услуг в рассрочку либо через определенное время за счет третьих лиц. Исключение - ситуации, когда покупатель берет потребкредит (заем) либо использует сервис рассрочки;
- разные цены на товары, работы или услуги одного вида в зависимости, например, от оплаты в рассрочку.
Предоставлять сервис рассрочки смогут только его операторы. Это компании, которые войдут в реестр ЦБ РФ, если выполнят ряд требований. По договору оператор исполнит поручение гражданина оплатить объект рассрочки российскому юрлицу или ИП. Потребитель возместит издержки оператора, равные цене покупки. Взимать с гражданина вознаграждение за предоставление сервиса нельзя.
Максимальный срок погашения рассрочки составит:
- с 1 декабря 2025 года - 6 месяцев с момента заключения договора между оператором и потребителем;
- с 1 декабря 2027 года - 4 месяца с того же момента.
Есть и другие изменения.
Сейчас в Законе о защите прав потребителей нет правил о рассрочке. Установлено лишь то, что нужно раскрывать гражданину, в частности, условия приобретения товаров, работ или услуг даже при постоплате. Деятельность тех, кто оказывает посреднические услуги по рассрочке платежей без заключения договоров потребкредита (займа), не урегулирована.
Документы: Проект Федерального закона N 689396-8
Проект Федерального закона N 689381-8
Потребительский кредит после смерти заемщика: проект о защите наследников прошел первое чтение
До того как лицо вступит в наследство, кредитору запретят начислять неустойку, штрафы и пени за то, что умерший заемщик не вернул долг или не уплатил проценты. По проекту в этот период нельзя также обращать взыскание на заложенное имущество (в т.ч. недвижимость) и требовать от наследников досрочно вернуть кредит либо заем.
Новшество может вступить в силу через 10 календарных дней после опубликования закона.
Сейчас в Законе о потребкредите таких запретов нет. Однако еще в 2012 году Пленум ВС РФ разъяснил: смерть должника не означает, что наследникам нужно досрочно исполнить его обязательства.
Документ: Проект Федерального закона N 532254-8
Запрет распространять рекламу на ресурсах с ограниченным доступом прошел Госдуму(31.03.2025)
С 1 сентября 2025 года нельзя будет размещать рекламу, в частности, на сайтах, веб-страницах и в приложениях нежелательных организаций. То же коснется иных ресурсов, которые заблокированы по законодательству об информации.
Отвечать за несоблюдение запрета будут рекламодатели и рекламораспространители.
Есть и другие поправки.
Напомним, по общему правилу за нарушения в сфере рекламы должностному лицу или ИП грозит штраф от 4 тыс. до 20 тыс. руб., а компании - от 100 тыс. до 500 тыс. руб.
Документы: Проект Федерального закона N 652920-8
ВС РФ: убытки из-за необоснованного отказа в ремонте по ОСАГО не ограничены страховым лимитом
Потерпевшей неправомерно отказали в ремонте ТС. Она попросила суд взыскать со страховщика, в частности, 780 тыс. руб. убытков. Первая инстанция пошла навстречу. Апелляция и кассация сочли, что сумма должна быть ограничена лимитом страховки в размере 400 тыс. руб.
По мнению ВС РФ, если страховщик не исполнил обязательства, то размер убытков - это стоимость ремонта, который тот должен был организовать и оплатить. Такие убытки возмещают по общим правилам ГК РФ. Сумма не ограничена страховым лимитом. К моменту рассмотрения дела она может превысить ранее определенную стоимость ремонта и лимит, в т.ч. из-за разницы цен и их динамики.
Выводы основаны на позиции Пленума ВС РФ. Он разъяснил, что в такой ситуации можно, например, самостоятельно починить ТС и потребовать от страховщика возместить затраты в размере действительной стоимости ремонта.
Верховный суд направил дело на новое рассмотрение.
Документ: Определение ВС РФ от 18.02.2025 N 41-КГ24-58-К4